Занимательная теория музыки стр.38

Если биотехники пока не занимаются вопросами искусства, то и музыковеды — теоретики, историки, эстетики и прочие — не интересуются бионикой. Мало кого интересуют вопросы школьного преподавание теории музыки. В целом оно сводится к объяснению существующих в музыке явлений без намерения обнаружить причину их возникновения и принцип взаимосвязи между ними.

Мы имеем намерение предположить (а может быть, удастся и доказать), что клавиатура фортепиано создана по образу и подобию руки.

Ф. Шопен, не будучи специалистом в бионике (в его время эта наука еще не существовала), интуитивно чувствовал родство человеческой руки и фортепиано. Начинающим пианистам, своим ученикам, он давал необычное по тем временам упражнение: три средних пальца ставить на три черные клавиши, крайние — большой и мизинец — на белые — фа—си или ми—до. Примечайте: черные клавиши выше белых, средние пальцы выше, длиннее крайних. Удобно? Очень… Спустя многие годы наш советский педагог-пианист Г. Нейгауз оценил открытие Ф. Шопена. В своей книге «Об искусстве фортепианной игры» он написал: «Ничего более естественного, «природного» нельзя найти на клавиатуре, чем именно это положение». Заметьте, слово «природного» он взял в кавычки. Он также не был биотехником, как и Шопен. Теперь, как говорят, «в свете науки» мы с сознанием своей правоты снимаем эти кавычки. Да, именно природа, природа человеческой руки отразилась на конфигурации клавиш фортепиано. Как природа экспериментировала (или экспериментирует) миллионы, а может быть, миллиарды лет, создавая разнообразнейшие формы жизни, так человек экспериментирует сотни и тысячи лет, создавая разнообразнейшие продукты во всех областях своей деятельности (искусстве, технике, науке).

Мы не беремся определить, в каком веке или тысячелетии человек, кроме интуиции, стал пользоваться знаниями, добытыми путем опыта. Однако и в настоящее время интуиция не потеряла своего значения ни в искусстве, ни в науке. Ведь недаром кто-то из поэтов сказал: «Искусство — это догадка о том, чего еще не знает наука».

История зарождения и развития клавишных инструментов * до появления современного фортепиано показывает, что постепенно трансформировали клавиатуру, интуитивно стремясь к максимальному приближению ее к строению руки.

Всего несколько десятилетий назад среди пианистов бытовало мнение о том, что «вот, мол, создан (изобретен) отличный инструмент — фортепиано, а рука, к сожалению, плохо приспособлена к нему; если бы все пальцы были одинаковыми»… Какое наивное утверждение, в котором все вывернуто наизнанку: если бы все пальцы были одинаковы, то и конфигурация клавиш была бы другая.

Предлагаем читателям самим проделать следующий эксперимент. Сожмите в кулак обе ладони и соедините их вместе. Повнимательней присмотритесь. Четко выделяющиеся пястные косточки (их всего десять) у оснований второго, третьего, четвертого и пятого пальцев соответствуют расположению черных клавиш на фортепиано в следующем порядке: три косточки по краям и две внутри. Отходящие от них суставы точь-в-точь соответствуют расположению белых клавиш.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒