Как научить играть на гитаре стр.48

Сознательное или бессознательное расслабление обычно происходит тогда, когда есть естественный баланс между действием и отдыхом. Известный психолог Олдос Хаксли называет это состояние «работой без напряжения», «действием в бездействии», «неподвижностью в движении». «Это парадоксальное состояние, — поясняет он, — есть «золотая середина», когда вы сознательно делаете только то, что оптимально для достижения необходимого результата… вы динамически вовлечены в действие, но еще остаетесь совершенно расслабленным».

Когда гитарист достигает полной динамической релаксации, которую мы наблюдаем у больших мастеров-исполнителей, тогда кажется, что исполнение происходит само собой. Этот результат в психологии называют «потоком» или «пиком опыта».

Сознательный контроль при тренировке — необходимая предпосылка для выработки автоматизации координированных движений, которая постепенно освобождает внимание гитариста от наблюдения за двигательным процессом. К. Станиславский очень метко говорил об этом: «Мышечного контролера необходимо внедрить в свою физическую природу, сделать его своей второй натурой. Только в таком случае мышечный контроль будет помогать нам в момент творчества»1.

Процесс расслабления может представляться неуловимым. Он часто кажется врожденной способностью, которую хорошие музыканты имеют от природы и которой нет у менее удачливых инструменталистов. Эта мысль не беспочвенна: некоторым гитаристам удается, не задумываясь, достичь нужного и своевременного расслабления, другим приходится больше опираться на самоконтроль. Но во всех случаях это качество вырабатывается внимательным и терпеливым трудом.

Подводя итог разделу, посвященному проблеме расслабления гитариста, выделим основные положения в работе музыканта над достижением целесообразности игровых действий:

1) применяйте оптимальные усилия для нажима пальцев левой руки на струны;

2) щипки и удары пальцами правой руки также должны производиться с напряжением, не превышающим его необходимый уровень;

3) расслабляйте руки, кисть и пальцы обеих рук при любой возможности;

4) добивайтесь свободы вашей посадки и контролируйте ее;

5) концентрируйте ваше внимание на исполнении в той степени, которая необходима для реализации исполнительских задач;

6) сбалансируйте меру напряжения и релаксации при исполнении музыкальных произведений.

Техническая свобода исполнения благотворно влияет на ритмическую четкость, а ритмическая организованность, в свою очередь, способствует развитию технической свободы. Ритм движений здесь определяется не только с точки зрения временной организации, но и по линии силовых и пространственных движений.

Одна из известных философских сентенций гласит: свобода есть осознанная необходимость. Отсюда следует, что свобода — антипод произвола, враг анархии. В основе музыкально-технической свободы лежит не только мышечная, но и психическая свобода. Как говорил Г. Нейгауз, «чем больше уверенность музыкальная, тем меньше будет неуверенность техническая… Чем больше человек понимает, в чем дело, тем он становится свободнее».

⇐ вернуться назад | | далее ⇒