
Здесь при игре арпеджио р-1-ш-а пальцы /, т, а уже сразу после звукоизвлечения возвращаются в положение а. Надо привыкать к расслаблению после усилия, направленного на звукоизвлечение. Только тогда можно переходить к игре на одной струне (то есть к гам-мообразному движению).
Обязательно следите за положением кисти. И при игре на разных струнах, и при игре на одной (в данном случае — третьей) струне общее положение кисти не меняется. Пальцу т нужно будет немного больше согнуться, чтобы дотянуться до третьей струны.
В приведенном примере последовательность положений пальцев точно такая же, как в предыдущем. Только палец і при игре на второй струне надо будет чуть распрямить.
В следующем примере палец / при игре надо распрямить еще больше. При одном положении кисти указательный палец должен взять ноту соль первой октавы на третьей струне и ноту ми второй октавы на первой струпе. Пальцу т также придется немного распрямиться для игры на первой струне.
В данном случае кисть может немного перемещаться вдоль осевой линии предплечья в направлении первой струны. Когда предплечье подается немного вперед, его кожа в точке соприкосновения с гитарой благодаря своей эластичности немного растягивается, а сама точка касания не меняется.
Рассмотрим процесс нажима пальцев левой руки на струну. Он состоит из двух этапов. Первый этап: палец дотягивается до струны, при этом он совершает движение от 1-го сустава. Подушечка пальца, коснувшись струны, ее немного продавливает. Струна, отведенная от своего первоначального положения, стремится вернуться на место и довольно плотно прижимается к пальцу. Теперь палец можно немного поводить поперек грифа (его поверхности палец не касается), и струна будет следовать за пальцем. Таким образом, подушечка пальца как бы «поймала» струну. В дальнейшем именно благодаря «пойманной» струне, можно будет бесшумно скользить по ней пальцем, меняя позицию.
Второй этап: прижимание струны к грифу, вернее, к порожку. Очевидно, что легче это сделать, если палец расположить возле порожка. Сила нажима пальца на струну должна быть не более той, которая необходима для получения чистого, не дребезжащего звука. Об этом писал еще Ф. Сор.
При освоении постановки пальцев левой руки начинающим гитаристам помогает образ «пальца-крючка», который сначала зацепляется за струну, а уже потом прижимает ее к порожку.
Что касается большого пальца, то он, располагаясь с обратной стороны грифа, обеспечивает прочность положения кисти и уравновешивает силу нажима на струну. Если большим пальцем не касаться
Левая рука
Игровые движения пальцев грифа, то прижимание струны будет осуществляться мышцами плеча. В первоначальный период обучения плечо можно использовать, добиваясь чистого звука. По мере приобретения навыков игры его роль будет уменьшаться.
О положении кисти левой руки
Рассмотрим следующий аккорд в первой позиции:
Для того чтобы сыграть данные ноты, помимо требуемого растяжения пальцев нужно и вполне определенное положение кисти. Кисть находится в состоянии супинации. Расстояние от грифа до основания первого пальца должно быть приблизительно равно расстоянию от грифа до основания мизинца. Другими словами, ладонь у основания пальцев параллельна струне. Такое положение кисти может вызвать у начинающих болевые ощущения в запястье, но регулярные упражнения довольно быстро приводят к их исчезновению.