Занимательная теория музыки стр.100

Мощным фактором в создании и развитии мелодии является секвенция, представляющая собой перемещение данного музыкального материала на определенный интервал вверх или вниз.

Продолжим наше сравнение между музыкальной и словесной речью. Есть сходство и есть различие. Речь, письменная и устная, обязательно имеет членение на отдельные фразы, предложения, проявляющееся в интонациях голоса. В записи они фиксируются знаками препинания. Музыка также имеет фразы, предложения, имеет свои «знаки препинания». В нотной записи они не проставляются, но, если исполнитель понимает смысл музыки, он их «проставляет» сам, только не карандашом, ав интонировании музыкальной фразы. Также и слушатель, даже если он музыкально не образован, но чуток в своем восприятии музыки, постигает ее не как хаотически беспрерывный поток звуков, а членит их на отдельные построения. Раздел, образующийся между ними, называется цезурой (от лат. caesura — рассечение).

Каждое построение имеет окончание, которым частично или целиком (запятая или точка) завершается музыкальная мысль. Такие окончания называются каденцией.

Есть каденции, так сказать, различного назначения и характера. Каденция, дающая окончание на тонике, называется полной. Она создает впечатление окончательной завершенности музыкальной мысли.

Каденция, которая приходится на один из неустойчивых звуков (включая V ступень — она также может быть неустойчивой), называется половинной. Такая каденция создает впечатление частичного завершения музыкальной мысли и требует обязательного продолжения.

Роль каденций в создании отдельных построений музыкального произведения весьма значительна. Помимо своей разделительной функции, они могут иметь симметричное согласование, то есть половинная каденция сообразуется с полной и наоборот. Посмотрите «Сурок» Л. Бетховена.

Эта простенькая мелодия очень четко разделяется на две симметричные части, которые вместе образуют относительно законченную мысль с половинной каденцией в середине и полной завершающей в конце. Вторая половина в этом примере воспринимается как ответ на первую. Такое построение получило название периода.

Приведенный образец периода наиболее распространен в классической музыке. В самом простом варианте его форма укладывается в четное количество тактов — 8. Подобный симметричный период может образоваться и с другим количеством тактов: 8—8, 16—16, реже 6—6.

В современной музыке также можно встретить примеры симметричных периодов с непарным количеством тактов в каждой половине.

Приведенный пример («Сурок» Л. Бетховена) представляет собой период повторного строения, поскольку вторая половина в нем повторяет материал первой.

Однако может быть такой период, в котором вторая половина подобна первой, но не тождественна.

Половина периода называется предложением. Первое предложение чаще всего завершается половинной каденцией, второе — полной, в основной ладотональности, или в другой, если период модулирующий.

Предложение в свою очередь делится на более мелкие построения, называемые фразами. Если период симметричный, то предложение делится на две фразы. Однако в музыке нередко встречаются несимметричные периоды; в этом случае они делятся на произвольное количество фраз. В следующем примере вы легко найдете образцы всего перечисленного нами выше.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒