Занимательная теория музыки стр.108

Как видите, совпадение этого тетрахорда с нашим современным было лишь в одном случае, а два другие при тех же названиях нот звучали один на кварту выше, другой на тот же интервал ниже.

С установлением темперированной ладотональной системы транспозиция приобрела совершенно иной смысл.

Транспозиция и модуляция, будучи явлениями не одного порядка, имеют точки соприкосновения со сферой симметрии.

Возьмем такой музыкальный микроорганизм, как мелодия. Если в ее строение входит секвенция и при том модулирующая, то отдельные звенья ее в совокупности дают пример микросимметрии. Она осуществилась посредством микротранспозиции. (Просим извинения за такие, вероятно, антинаучные термины, притом нигде не бытующие, но мы надеемся, что они помогут вам уяснить суть разбираемого явления — транспозиция-модуляция.)

Переходим к макромасштабам, все время не забывая сравнивать с микро. Если мелодию мы условились называть микроорганизмом, то соната или сонатина будут для нас макро. Хотя мы не объясняли строения сонатины, но из вашей ученической исполнительской практики вы, наверное, знаете, что соната и сонатина имеют экспозицию и репризу и в репризе осуществляется транспозиция побочной партии в главную тональность. Здесь уже явственно, яснее чем в модулирующей секвенции, проявляется симметрия.

Явление транспозиции нашло яркое выражение в зарождающейся оркестровой музыке. Речь идет о так называемых транспонирующих инструментах, существующих и поныне, нотация которых не соответствует реальному звучанию. Простейшая гамма С, сыгранная, к примеру, на трубе или кларнете в строе В, реально будет звучать как В. Соответственно играя гамму С в других строях, например на валФорне Г, английском рожке, кларнете А, Ез реально получат гаммы Г (валторна, английский рожок), А, Еб. Происходит это вследствие того, что С психологически явился — простейшей дая ориентации гаммой. Однако простейшей гаммой, которую можно сыграть на том или ином транспонирующем инстру менте, была именно та, что показывала его строй. Были попытки объединить реальное звучание инструмента с соответствующей нотацией, поскольку это обстоятельство создавало и создает значительные трудности в чтении партитур. Несмотря на это, аппликатурное удобство того или иного семейства инструментов, позволяющее без труда подменять, скажем, кларнет А кларнетом В или Es, до сих пор сохраняет традицию, по которой натуральный строй инструмента всегда ориентирован на психологически простейшую лацотональность С.

В исполнительской практике транспозиция широко применяется при несоответствиях тесситурных возможностей вокалиста или инструменталиста (например, сопрано — меццо-сопрано, скрипка — виолончель и так далее) оригиналу, что затрудняет исполнение в оригинальной тональности и неизбежно требует переноса в другую удобную тональность.

Существует три способа транспозиции. Первый заключается в том, что каждую ноту (звук) переносят на определенный интервал вверх или вниз. При этом выясняют, какая новая ладотональность возникает вследствие этого переноса и выставляют ключевые знаки новой ладотональности.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒