Занимательная теория музыки стр.115

Большинство сонат И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена имеют репризы простые или с первой и второй вольтами. Но, увы, большинство педагогов для спасения своих ушей и времени их ликвидируют. Однако можно доказать посредством нахождения точек «золотого сечения», например сонатного аллегро в це-юм и его отдельных частей (главная и побочная партии), что отсутствие репризы (пропуски ее) ведет к нарушению структуры формы и. следовательно, искажает замысел композитора. Но это все, с позволения сказать, «высший пилотаж». И мы упоминаем об этом для самых любознательных, самых прилежных…

Если повторение требуется не с начала пьесы, то знак репризы ставится в начале повторяемого отрывка и в конце его: ||: =||.

В трехчастной форме пьесы по образцу А В А где А 1 представляет собой точное повторение А, после второй части В пишут: Da Capo al fine (с начала, буквально— «с головы» — до конца). Слово fine проставляют в конце первого А. Это же обозначение может быть в сокращенном виде: Da capo или D. с. a. f. Если А имело репризы, то в А 1 они опускаются. Если повторяемая часть идет не сначала, то над тактом, где начинается реприза, ставят обозначение ^ что читается segno (итал. сеньо — знак, сигнал). Тогда в конце средней части пишут: Al S., D’al S. Почти все классические скерцо и менуэты имеют подобные обозначения.

Повторяемая часть может иметь коду (итал. coda, буквально — хвост). Пишут ее в конце средней части; тогда над ее концом должно быть обозначение:

d. С. е poi la coda (… а потом кода).

Уникальные обозначения имеются в двух мазурках Ф. Шопена: ор. 7 № 5 и ор. 68 № 4. В первой из них, состоящей всего из четырех строчек, в конце написано: Da capo senza fine (… без конца). Она подобна детской присказке про попа и собаку. Во второй мазурке, более длинной и разнообразной по мелодии и гармонии, при том же обозначении D. с. senza fine, все же редакция в середине, примерно, ставит деликатные скобки (fine).

Кроме перечисленных выше крупных сокращений, возможны различные мелкие.

Быстрое многократное повторение двух звуков мелкими длительностями обычно сокращают и полностью не выписывают, что носит название — тремоло (от итал. tremolo, буквально — дрожащий).

На струнных инструментах применяется также тремоло, состоящее из быстрого повторения одного и того же звука короткой длительности (что-то вроде репетиции на фортепиано):

Если один такт повторяется несколько раз, то выписывают только первый, а все остальные заполняют условным знаком:

Большое количество тактов с паузами, например, в оркестровых партиях обозначают одним тактом с соответствующей цифрой сверху:

Если определенная группа нот повторяется в такте несколько раз, то такое повторение обозначают параллельными косыми линиями:

При одинаковом многократном повторении одного такта в оркестровых партиях вместо повторного выписывания ставят знак / и соответственно нумеруют такты:

Длительное использование какого-либо одного приема исполнения (например, стаккато или портаменто) заменяют словом simile, то есть «так же», чтобы не выписывать один и тот же штрих под всеми нотами:

⇐ вернуться назад | | далее ⇒