Занимательная теория музыки стр.31

Не так давно ученые, исследуя разные (ив том числе довольно поздние, в которых имелись уже точнейшие указания на интервалы) записи византийских мелодий, а также византийские средневековые труды о музыке, обнаружили, что многие мелодии передаются через века, практически не изменяясь. Более того, оказалось, что старые знаки имеют большое сходство с новыми. Все это помогло ученым приблизительно прочитать, а затем и уточнить значения древних византийских мелодий.

Известно, что при передаче византийских знаков на Русь изменились и сами знаки, и мелодии. В них было внесено много нового и выброшено многое из того, что было в Византии. Наверное, русскому уху показались непривычными пышные византийские напевы, и наши древние роспевщики (так назывались тогда на Руси композиторы) переделали их по-своему. Таким образом, сравнивать знаки при расшифровке было не с чем. Может показаться странным, но до настоящего времени науке не известно ни одно, даже самое примитивное руководство по музыке, относящееся к XI—XIV векам; очевидно, их и не было. С более поздней русской музыкальной традицией (XV—XVII века) дело обстоит немногим лучше.

Первые крупные исследователи крюковых напевов — профессор Д. Разумовский и князь В. Одоевский, начавшие свою работу приблизительно в середине XIX века,— заметили сходство записей напевов XV и XVII веков. Они сделали, казалось бы, логический вывод: если начертания близки, близки и мелодии. Многое, конечно, не задано в крюках XV века — интервалы, лад… Но ведь многое запоминалось на слух — на то есть прямые указания в азбуках, а что удобнее запоминать на слух, как не лад, обороты? Есть, конечно, и несоответствия ранних вариантов поздним, но значения знаков нам известны по материалам XVII века. Следовательно, нужно по ним поправить известный нам напев XVII века по записи XV века, и мы получим подлинный, полузабытый напев того времени.

Взяв для проверки хорошо известный материал песнопений по рукописям XVII века, как если бы мы еще не могли их читать, Л. Игошев с помощью ЭВМ составил программу из ряда обычных уравнений, где неизвестные — количества звуков в крюках, записывающих напев, а правые части — приблизительные количества звуков в данных напевах. Правые части уравнений несколько исказили, чтобы посмотреть, как поведут себя поправки. По просчете на ЭВМ ЕС-1022 оказалось: поправки весьма малы, значения крюков очень близки к истинным. После этого эксперимента началась работа на реальном материале — записях рубежа XVI—XVII веков. Предварительные решения позволяют говорить, что музыкальное значение большинства крюков не изменилось за век; это и натолкнуло Л. Иго-шева на плодотворную мысль об устойчивости традиции, о правильности выводов старых расшифровщиков. Основываясь на этом, можно предположить, что звучание музыки в дотемперационный период немногим отличалось от ее звучания в привычном для нас темперированном строе.

Глава V

В начале был ритм. Ганс фон Бммю

Ритм существует в природе. Проверьте свой пульс. Вы почувствуете равномерность его биений. Можно также сосредоточить внимание на своем дыхании. Аналогичное ощущение…

⇐ вернуться назад | | далее ⇒