Как научить играть на гитаре стр.51

Работая над пьесой в заданном темпе и характере, без дополнительных акцентов, нужно внимательно слушать, в каких моментах координация рук нарушается. Как правило, это случается там, где есть определенные технические трудности, выбрана неудачная аппликатура или часто встречаются «слабые» пальцы. Следует продолжать работу над этим фрагментом, скорректировав аппликатуру, акцентируя опорные точки; в других фрагментах необходимость в такой работе отпадает.

В моторных пьесах синхронность нередко страдает из-за неровности туше, неравномерности звукоизвлечения. В гитарной технике это, в основном, связано с ногтями, с их дефектами или ломкой. В этих случаях ни в коем случае нельзя работать над пьесой в быстрых темпах, так как нагрузка на пальцы правой руки будет неравномерной, а появившиеся новые мышечные ощущения могут зафиксироваться и принести в дальнейшем большой вред. Здесь полезной будет игра в сдержанном темпе и более отчетливым штрихом, на средней звучности.

Ногти на правой руке гитариста требуют постоянного ухода, поддерживания их формы и длины. Прикасание всех пальцев правой руки к струне должно быть одинаковым. Необходимо добиваться одинакового падения пальцев на струну, но при этом нельзя «бомбардировать» струны, увеличивая силу давления каждым пальцем. Он должен падать на струну с небольшим ускорением, а не вдавливать, не вжимать ее. Четкость и ровность звукоизвлечения достигается в результате большой ритмической организованности.

Техническая тренировка

Техническая оснащенность гитариста — пальцевая беглость, координация движений, умение выбрать оптимальную аппликатуру, разнообразные приемы звукоизвлечения, штрихи, и т. д. — приобретается путем тщательной систематической работы над различными видами инструктивного материала: гаммами, упражнениями, основными техническими формулами, этюдами. Их освоение способствует выработке определенных двигательных стереотипов, на основе которых легче и быстрее преодолеваются технические трудности, встречающиеся в художественных произведениях. Поэтому изучение инструктивного материала необходимо рассматривать как существенную и неотъемлемую часть учебного процесса, но вместе с тем важно понимать его подчиненное значение, не преуменьшая и не преувеличивая его роли.

«Чисто техническая работа, если она протекает под контролем разума, трижды полезна и ценна: во-первых, она освобождает тело и голову для последующих ежедневных занятий над художественными произведениями; во-вторых, она должна сократить во времени этот процесс изучения музыкальных пьес путем ежедневного разучивания, повторения, шлифовки и настойчивого усвоения большого числа наиболее употребительных музыкальных формул… и наконец, в-третьих, игровому аппарату следует порой создавать столь трудные условия для совершенного технического выполнения, какие весьма редко встречаются в художественной литературе, для того, чтобы благодаря этой труднейшей работе исполнитель достиг бы высшего уровня мастерства» — писал К. Мартинсен1. Изучение технического материала в связи с конкретными художественными требованиями имеет три функции: подготовительную, закрепляющую, исправляющую.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒