Об этом специфическом явлении писал в свое время Э. Камилларов: «Игровые движения сами по себе требуют всегда каких-либо усилий, что еще больше увеличивает противоречие между ними и состоянием покоя».*
Организуя движения рук ученика, педагог должен всегда помнить о двойственности характера двигательного процесса. Необходимо добиваться от ученика перехода от состояния покоя (неподвижного положения) к движениям с минимально необходимой затратой физической силы. А это возможно лишь при приведении верхней части корпуса в состояние сбалансированного равновесия.
Важно подчеркнуть, что исправить положение корпуса ученика после того, как он возьмет в руки инструмент или сядет к инструменту, то есть, постфактум — задача неблагодарная и малоэффективная. Поэтому должной сбалансированности корпуса и его податливости различным формам движений следует добиваться до контактов ученика с инструментом, а не после.
Три периода постановочного процесса
Постановка корпуса — исключительно важный этап в процессе приспособления ученика к новым ощущениям и движениям, возникающим при взаимодействиях различных частей корпуса, особенно его верхней и нижней частей.
Учитывая сложность постановочного процесса, современная методика рекомендует три периода обучения в овладении двигательными навыками:
1. Предпостановочный период — подготовка корпуса ученика к новым двигательным ощущениям — как при игре стоя, так и сидя, а также сохранение основ этих ощущений при любых двигательных действиях ученика.
2. Разобщенная постановка рук — воспитание базовых двигательных ощущений каждой из рук в отдельности и их координации, исходя из специфики игры на конкретном музыкальном инструменте.
3. Соединение действий рук на базе их разобщенной постановки, что намного облегчает автоматизацию технических приемов и сокращает период овладения музыкальным инструментом, особенно на первой стадии занятий.
Таким образом, каждый период имеет свои определенные задачи в формировании необходимых игровых ощущений и движений. Задача педагога — найти конкретные пути помощи ученику в овладении комплексами нужных ощущений и движений в каждом из периодов и зафиксировать их в его памяти.
Нет необходимости доказывать, что обучение не должно носить чисто Визуальный характер, ибо такой метод не только не дает должного эффекта, но зачастую приносит отрицательные результаты. Эффективность обучения достигается только в том случае, когда педагогу удается помочь ученику найти в каждом новом навыке и приеме определенные внутренние ощущения, осознать их, зафиксировать в памяти, а затем воплотить в правильном и точном движении. Педагогу следует широко и творчески применять в своей работе комплексы разнообразных подготовительных, вспомогательных упражнений. Особенно целесообразно использовать подобные комплексы упражнений на начальной стадии обучения, в период работы над постановочными элементами.
Разделение постановочного процесса на периоды дает возможность ученику не только более четко осознать и почувст вовать взаимодействие всех частей корпуса, но и заложить основы координации рук. Перейдем к подробному рассмотрению каждого из периодов,