Музыкант и его руки стр.4

Лишь после такой двигательной подготовки в границах сформировавшихся новых мышечных взаимосвязей и новых ощущений целесообразно воспитывать новые формы постановочных элементов и движений с инструментом в руках. «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу!» — гласит индийская мудрость.

Воспитывая и обучая детей, педагоги должны постоянно помнить эту истину.

Прежде чем перейти непосредственно к проблемам, связанным с постановкой корпуса, следует обосновать основные принципы формирования двигательных навыков музыканта, базирующихся на строгом соблюдении законов физиологии. Необходимо также всесторонне осветить закономерности функционирования нервно-мышечного аппарата. Неукоснительно руководствуясь этими основополагающими принципами, педагог должен строить весь многоплановый процесс постановки.

Мышечная сфера человека и ее роль в организации двигательного процесса; характеристика основных мышечных групп и их функций

Формирование всех двигательных навыков (или приемов) человека, в том числе и постановка корпуса, связано с мышечной сферой организма.

Степень активности мышечных групп, участвующих в процессе постановки корпуса, зависит от их естественной выносливости и определяется спецификой силовых и двигательных действий человека.

Мышечные группы по степени выносливости и активности (имеются в виду их силовые действия) можно подразделить на очень сильные — область бедренных частей ног и тазобедренного сустава; сильные — область плечевого пояса — особенно лопаток и плечевой части руки; относительно сильные — предплечье, и относительно слабые — область шеи, кисть и пальцы. Действия всех перечисленных мышечных групп постоянно взаимосвязаны, ибо, как было уже отмечено, человеческий организм — единое и неделимое целое. Логика подсказывает, что основную силовую нагрузку при организации двигательного процесса должны нести сильные мышечные группы ног и спины — плечевого пояса — своего рода генераторы силы. Им должны быть полностью подчинены все действия относительно сильных и относительно слабых мышечных групп. В полной мере сказанное относится к организации двигательного процесса начинающего музыканта — процесса, отличающегося исключительной точностью и сложностью. В связи с этим педагогу необходимо неизменно руководствоваться основными положениями — максимальная физическая нагрузка должна идти на сильные мышечные группы, минимальная — на относительно сильные и слабые.

Особую роль в организации всего двигательного процесса играют мышечные группы спины. Последующий раздел будет посвящен обоснованию их действий и их значению при организации всех двигательных действий организма, а также особой роли позвоночника в регуляции двигательного процесса.

Мышечные группы спины и позвоночник

Область спины — одна из основных частей корпуса. Мышечные группы спины играют решающую роль в организации всех двигательных действий человека, особенно его рук.

Позвоночник — важнейшая часть центральной нервной системы. Благодаря значительной протяженности позвоночник контактирует со всеми внутренними органами и системами. Особенно велика его роль в обеспечении жизнедеятельности всего организма, в регулировании и контроле всех двигательных действий человека.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒