Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.11

В. А. Багадуров «Воспитание и охрана детского голоса»

(1953)    и «Начальные приемы развития детского голоса»

(1954). Е. М. Малинина «Вокальное воспитание детей» (1967) и др.; Е. Я. Гембицкая «Обучение мальчиков пению в хоре» (1954); Е. С. Грищенко «Пение в 1 классе» (1955); В. К. Белобородова «Развитие музыкального слуха учащихся» (1S56).

Все эти работы были выполнены на основе научно-педагогических наблюдений, некоторые из них подкреплялись лабораторными данными. Однако по вопросу о голосовых регистрах детей у различных авторов наметились две противоположные точки зрения.

Характеризуя голос ребенка младшего школьного возраста, Е. М. Малинина пишет: «Необходимо помнить четыре основных момента при определении его природы: 1) голос легкий, светлый, «свирельный», серебристый, сила небольшая;

2)    колебательная манера голосовых связок лишь их краями;

3)    атака звука «мягкая»; 4) гортань в высоком положении…

Все исследования, проделанные И. И. Левидовым в 1933 —

1941 гг., показали, что естественно звучащий голос ребенка младшего возраста обусловливается именно такой колебательной манерой голосовых связок. Эта работа «фальцетного характера» объясняется тем, что истинные голосовые мышцы еще не развиты»1.

В связи с этим В. А. Багадуров высказывал иное мнение. В одной из своих работ он пишет: «Методика Е. Малининой очень близка к брошюрам И. Левидова. Очень характерна боязнь грудного звучания у детей даже старшего возраста и, что совсем уже непонятно, у мальчиков. При этом указывается, что грудной регистр всегда нужно искоренять и вводить голос в естественное русло. Правда, все время говорится о «перегрузке грудного звучания», «надсаженности», напряженности его и форсировке, как будто нормального грудного звучания в детском голосе не существует совсем. Ведь грудное звучание, как и фальцетное, есть самое натуральное и естес2т-венное звучание голоса, если уж говорить о естественности»2.

Точка зрения В. А. Багадурова заслуживает внимания, хотя она не имела доказательств со стороны автора, а основывалась лишь на его эмпирических наблюдениях. Позиция Е. М. Малининой и И. И. Левидова легла в основу теоретических взглядов ученых ИХВ АПН РСФСР в дальнейшем.

Стремясь объединить теорию с практикой, в 1961 г. ИХВ АПН РСФСР организовал 1-ю научную конференцию по вопросам развития музыкального слуха и голоса детей. В ней впервые приняли участие крупные ученые — представители смежных наук: психологи, физиологи, морфологи, фониатры, акустики, педагоги — ученые и практики, и не только из России, но и из других стран. Это было событие большого исторического значения. Доклады конференции опубликованы под ред. В. Н. Шацкой в 1963 г.

На конференции вскрылись существенные различия во взглядах на воспитание детского голоса, стали очевидными проблемы, требующие для своего решения экспериментального .исследования и проверок на практике. В числе их — проблема мутации, мало изученный вопрос о нормах звучания детского голоса (по аиле, тембру и диапазону) в возрастном аспекте.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒