Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.103

Индивидуальный контроль осуществляется методами:

—    визуального наблюдения в процессе коллективной ра боты;

—    индивидуального прослушивания на хоре;

—    организации дополнительной внеклассной работы над постановкой различных музыкальных сказок-спектаклей, со сценическим действием, где дети выступают в роли солистов, поют дуэтами, ансамблями;

—    записи на магнитофон (на уроке, во внеклассной рабо те, во время концерта, на радио и телевидении);

—    фониатрических осмотров и наблюдений.

Принцип посильной    трудности.    Границы возможностей каждого ученика, даже в пределах одного возраста, разные, ибо выносливость голоса у каждого имеет свой предел и часто не зависит от общей физической выносливости. Со временем и возрастом она развивается, но индивидуальные особенности учащихся остаются.

Мы -старались не допускать переутомления голоса, придерживаясь правила: лучше петь понемногу, но равномерно и систематически. С начинающими учениками первые занятия продолжались не более 10—15 мин, В дальнейшем продолжительность занятий ограничивалась первыми признаками утомления — снижением уровня внимания. После каникул певческие нагрузки вводились постепенно.

Принцип положительного фона обучения. Эмоции играют ведущую роль в процессе обучения пению. Когда пение и музыка увлекают детей, процесс обучения дает хороший результат, и наоборот. Таким образом, существует закономерная связь между отношением детей к учению и их успехами. Основная задача учителя — заинтересовать и увлечь учащихся певческой деятельностью.

Видный болгарский дирижер Б. Бочев считал, что заинтересованность детей в певческой деятельности должна быть самым важным законом в детском хоре, потому что техника усваивается непринужденно и легко тогда, когда дети сами захотят ее усвоить. Заинтересованность детей — основа дисциплины на занятиях, что обеспечивает их внимание, собранность и серьезность.

Принцип единства художественного и технического развития учащихся. Задача технического развития певческого голоса детей должна быть полностью подчинена художественным целям.    Вокальный слух педагога и самих учеников управляет процессом формирования вокальной техники. Отсюда необходимость воспитания образного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, т. е. воспитания музыкального слуха в широком смысле слова, который является основой развития певческого голоса детей.

В настоящее время в детской вокальной практике существуют такие школы, где в течение нескольких лет занимаются «вокальной технологией», т. е. техническое развитие ведется в отрыве от художественного. Этим «грешат» и некоторые зарубежные частные школы и пр.

Принцип единства технического и художественного в развитии детского голоса подразумевает гармоническое сочетание вокально-технического развития с художественным и воспитанием учащихся в процессе (всего обучения. Реализация данного принципа ведет к постепенному приобретению ■навыков, глубокого проникновения в суть исполняемых произведений, ‘навыков осмысленного выразительного пения.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒