Все эти приемы стимулировали восприятие и певческую активность детей на занятии.
Постепенно совершенствовалась способность к самоконтролю, укреплялись теоретические знания о голосообразова-нии и способах исполнения, развивались общие способности к наблюдениям, обобщениям, анализу, слуховому вниманию.
7. С целью тренировки слухового внимания использовали три серии письменных заданий (см. приложение I). Качество выполнения заданий характеризовало уровень развития их слухового восприятия, что давало возможность применять на практике теоретические знания.
8. В работе над качествами звучания голосов детей опира лись на формирование осознанных вокально-слуховых пред ставлений об эталоне звучания и способе голосообразования в различных регистровых режимах.
9. Сочетали коллективный характер обучения пению с ин дивидуальным подходом к учащимся. Во время выполнения заданий отдельными детьми остальные активно вслушивались в ответ, анализируя его достоинства и недостатки.
Фронтальные формы работы — общие занятия, хоровые ответы, хоровое и групповое пение — сочетались с заданиями, предлагаемыми отдельным детям.
При подборе индивидуальных заданий и приемов обучения старались учитывать уровень знаний и развития навыков, их интересы и склонности.
Главная задача в нашей опытной работе — обеспечить музыкальное и специфически вокальное развитие класса в целом. Однако не у всех детей этот процесс протекал одинаково. Особое внимание уделяли детям с плохой координацией между слухом и голосом или ярко выраженными недостатками голосообразования: зажатость или вялость, крикливость или сип, заглубленный или излишне открытый звук и пр.
Во внеурочное время мы старались объяснить ребенку сущность его затруднений и тем самым добиться сознательного подхода к этому обстоятельству и осознанности в решении задачи.
На уроке отстающие дети на анализе ошибок своих товарищей укреплялись в своих знаниях и умениях. Их развитие осуществлялось на основе принципа ведущей роли теоретических знаний в процессе обучения.
7.3. Результаты экспериментально-педагогической работы
Результаты развития певческих голосов детей последней опытной группы даны в табл. 8, где они сопоставляются с таковыми же двух опытных групп из эксперимента 1.
Сравнивая качественные характеристики голосов детей всех трех групп, можно отметить, что по своим исходным данным уровень музыкального и вокального развития последней группы даже несколько ниже, чем в первых двух, а конечный результат значительно превосходит их.
Можно отметить также неравномерность развития качественных характеристик звучания голосов: значительный сдвиг к концу 1-го класса и к концу 3-го.
В I гр. — фальцетное звукообразование; во II гр. — грудное и близкое к грудному типу; в III гр. — последовательное введение всех типов регистрового звучания.
У всех испытуемых появилась способность не только чист1о интонировать, но и свободно петь в диапазоне Фам — Си2‘, используя самые разнообразные динамические оттенки (от рр до f) и тембровые краски, благодаря владению всеми регистрами своего голоса.