Таким образом, с точки зрения спектрального анализа чисто фальцетное звучание детского голоса характеризуется следующими особенностями : 1) особенность спектра по обер-тоновому составу: 2—3 гармоники; 2) структура спектра одноформантная, а следовательно, при фальцетном звучании детского голоса высокая певческая форманта равна нулю (ВПФ = 0); понятие «форманты» при этом утрачивает свое значение, поскольку в данном случае речь идет о 2—3 гармонических составляющих; 3) при восприятии на слух фаль-цетный тип звучания соответствует легкому, звонкому голосу при исключительно головном резонировании.
Полученные нами данные относительно количественной оценки спектра фальцетного звучания детского голоса совпадают с данными В. Л. Чаплина относительно фальцетного звучания голоса взрослых певцов. Разница в спектрограммах при этом будет касаться частоты основного тона и интенсивности звука, тогда как по количеству спектральных составляющих они будут подобны.
Итак, за эталон чисто фальцетного звучания детского голоса мы принимаем такое звучание, которому соответствует спектр из 2—3 гармонических составляющих как на выходе звука, так и с голосовых складок.
Теперь сопоставим некоторые данные.
Из методической литературы по вопросам вокального воспитания детского голоса известно, что дети в возрасте от 7 до 10 лет пользуются только фальцетной манерой звукообразования. В то же время из наших экспериментов следует, что при фальцетном звучании голоса ни о какой высокой певческой форманте не может быть и речи. И если в спектрах голосов детей данного возраста В. П. Морозов наблюдал появление высокой певческой форманты, то это означает, что испытуемые не пели фальцетом, а использовали иную манеру звукообразования, нежели фальцетную, т. е. это были дети с ярко выраженным микстовым или даже грудным звучанием.
Таким образом, данный вывод полностью опровергает установившееся в методической литературе последних лет утверждение о том, что все без исключения дети в возрасте до наступления мутации могут пользоваться только фальцетной манерой звукообразования.
3.1.2. Грудной регистр
При определении количественной оценки грудного звучания певческого голоса аппаратурным методом необходимо, чтобы единица количественной оценки была единой для всех голосов, чтобы можно было их сравнить, но для различных типов и групп голосов должен быть введен поправочный коэффициент. К сожалению, пока мы не располагаем данными относительно количественной оценки грудного звучания голосов взрослых певцов, чтобы сравнить их с детскими голосами и вывести значение поправочного коэффициента регистровос-ти Кр. Поэтому в данной работе ограничивались пока количественной оценкой чисто фальцетного звука певческого голоса детей: 2—3 гармоники. Все другие звуки, в спектре которых содержится более, чем три, составляющих, не являются чисто фальцетными. Чем больше в спектре такого звука набор обертонов, тем ближе он к грудному типу голоса.
Гармонический состав спектров грудного звука детей значительно отличается от взрослых не только по частоте основного тона и интенсивности звука, как при фальцете, но и в отличие от фальцета по количеству спектральных составляющих.