Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.46

На основании проведенного исследования можно заключить, что характер восприятия гласных при фальцетном звучании голоса детей с различной основной частотой определяется разностью уровней интенсивности его спектральных составляющих 1i, I2, I3.

Из Предыдущего эксперимента по спектральному анализу детского голоса при фальцетном звучании было замечено, что разборчивость гласных, пропетых детьми, ухудшается с повышением тона, т. е. при появлении чисто фальцетного звучания. Чем чище фальцет, а следовательно, беднее спектр звука, тем хуже разборчивость гласных.

По степени разборчивости пропетые фальцетом гласные мри спектре из 2—3 гармонических составляющих почти не отличаются от синтезированных гласных с подобным же спектральным составом. Поэтому четкого звучания какого-либо гласного, особенно в высокой тесситуре, нельзя было ожидать. Синтезированные гласные скорее можно было бы назвать «гласноподобными стимулами».

Для синтеза гласнолодобных У, О, А оказалось достаточным двух спектральных составляющих. Наибольший процент опознаваемости эти гласные имели при определенной спектральной картине, которая изображена на рис. 24.

Гласные Э, И, Ы имели более низкий процент опознаваемости по сравнению с предыдущими, так как звучали очень неопределенно, диффузно. Для их синтеза потребовалось не менее трех гармонических слагаемых. Полученные картины синтезированных спектрограмм, типичных для Э и Ы, приведены на рис. 25.

В результате аудиторского анализа было отмечено, что гласные У, О, А звучат более определенно по сравнению с фонемами Э, И. Ы. По-видимому, для синтеза последних необ ходимо гораздо большее число гармоник, чем три, и одной энергетической характеристики без частотной для их восприятия недостаточно.

Вот почему при пении фальцетом в верхнем регистре, когда вообще труднее сформировать более богатый спектр, ни У кого из испытуемых детей не получилось определенного звучания гласных 3, И, Ы, сколько они ни старались их четко артикулировать: гласная Э, как правило, получалась с оттенком А или Ы; И — с оттенком Ы, и звучали они более напряженно, чем гласные У, О, А.

Отсюда можно заключить, что для формирования фальцетного регистра наиболее благоприятными следует считать гласные У, О, А.

Из певческой практики замечено, что разборчивость при фальцетном звучании даже у взрослых певцов значительно хуже, чем при грудном или микстовом звучании голоса, когда спектры различных фонем имеют полноценную формантную структуру.

При изучении вопроса о разборчивости дикции певцов в различных участках диапазона В. М. Морозов1 отметил, что с повышением тесситуры звучания голоса дикция ухудшается, Каковы же причины этого явления?

При движении голоса вверх повышается частота основно-го тона. Чтобы легче было ее воспроизводить, певец идет по пути облегчения звука с использованием фальцетного механизма. Это происходит до какой-то степени рефлекторно, а у опытного певца и сознательно, в результате чего расширяются возможности его голоса в отношении звуковысотного диапазона.

Из исполнительской практики замечено, что на крайних верхних звуках у певца часто с трудом можно разобрать, на каком гласном тянется звук, даже при наличии четкой артикуляции.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒