В этой статье мы рассмотрим неотъемлемый компонент блюзового стиля: тёрнэраунды. В блюзовой последовательности тёрнэраунды используются когда один гармонический оборот (куплет) завершается и последовательность возвращается к началу. Эта музыкальная связка очень важна, она создает напряжение и разрешает его, а для того чтобы хорошо играть блюз, вам нужно знать, как сделать это плавно. Мы рассмотрим как устроены тёрнэраунды и создадим словарик полезных фраз.
Автор статьи: Keith Wyatt
Оригинал: Guitar World №913
В начале 20-х, когда коммерческий блюз сосредоточился вокруг нескольких стандартных аккордовых последовательностей, обычно двенадцати, восьми или шестнадцатитактовых, тёрнэраунды тоже были стандартизированы в двутактовые шаблоны, они позволяли переходить между аккордами независимо от общей длины последовательности аккордов.
На Рисунке 1 изображен основной гармонический рисунок тёрнэраунда; в 12-тактовом блюзе он будет приходиться на 11 и 12 такты.
Рисунок 1
Классический подход к построению фраз тёрнэраунда в рамках описаной гармонической структуры состоит в соединении звуков основного аккорда (I) в форме доминантсептаккорда с восходящими и нисходящими хроматическими линиями. Это грубо проиллюстрировано на Рисунке 2 (тоники аккордов указаны сверху).
Рисунок 2
Чтобы преобразовать эти мелодические линии в лики тёрнэраунда, сыграйте основной аккорд в первой доле тёрнэраунда; начните четырёхнотную хроматическую мелодическую линию с тоники аккорда второй доли; закончите мелодическую линию в первой доле последнего такта; и завершите фразу каденцией VIb-V.
Рисунок 3
Рисунок 4
На Рисунках 3 и 4 показаны два примера этого подхода в тональности Ля; любой четырехнотный кроматический фрагмент с Рисунка 2 может быть использован с одинаково удачным результатом.
Подход, который мы разобрали, полезен для изучения классической структуры тёрнэраунда, но для использования на практике он слишком «стерилен». Остальные примеры иллюстрируют некоторые способы, которые блюзмены использовали десятилетиями для создания тёрнэраундов с ритмом на основе триолей восьмымыми нотами. Такие фразы используются и ритм-гитаристами и в соло, и, поскольку, все они дополняют друг друга, гитаристы могут играть разные фразы одновременно.
Все примеры в тональности Ля, но большинство можно перенести в другую, просто «переместив» шаблон выше или ниже по грифу.
Пример 5
Рисунок 5
Хроматическая мелодия чередуется с тоникой. Второй такт включает дополнительный аккорд V7, который акцентирует переход к следующему куплету.
Пример 6
Рисунок 6
Почерк Роберта Джонсона; играем нисходящую мелодию на октаву ниже помогая пальцами медиатору (гибрид-пикинг) и заканчиваем фразой на основе V7 в открытой позиции.
Пример 7
Рисунок 7
Любимый тёрнэраунд Мадди Уотерса; восходящая мелодия секстами с типичным для чикагского блюза окончанием.
Пример 8
Рисунок 8
Фирменный лик Джимми Рида; нисходящие сексты.
Пример 9
Рисунок 9
Тёрнэраунд в фортепианном стиле, восходящие сексты играющиеся гибрид-пикингом октавами; нонаккорды добавляют аристократический колорит.
Пример 10
Рисунок 10
В этом примере двунаправленное движение создает интересную смесь.
Всего этого должно быть более чем достаточно вам для начала.