Ритм стр.70

Вот что говорит Лукиан53, написавший несколько замечательных страниц об орхестике: «Телесный ритм должен подчинять души как исполнителей, так и зрителей, искусство орхестики должно раскрыть нам те отношения, которые существуют между красотой душевной и телесной. Оно должно воздействовать на наш дух, воспитывать нас64».

Возможно, что в различные эпохи существовали художники, предпочитавшие частности и желавшие блистать в танце какими-нибудь особенными утонченностями, своего рода предшественники наших теперешних балетмейстеров. Но они никогда не встречали серьезного признания со стороны истинных друзей искусства, и круг их поклонников ограничивался немногими любителями.

Искусство ритмической хоровой пляски — орхестика — возникло из самых ничтожных начинаний, но постепенно достигло пышного расцвета.

Характер орхестики был очень различен; из простых упражнений юношей, ходивших размеренным шагом с точно установленными движениями по сцене, скоро образовался двойной хор. Шествуя по сцене, юноши пели;

Выступайте вперед, танцуйте, юноши, и пойте, поднимайте и опускайте ногу сначала одну, потом другую, затем подайте друг другу руки и возвращайтесь назад.

С одной стороны сцены располагались юноши, которые демонстрировали свою юношескую силу и энергию при помощи выразительных ритмически акцентированных телодвижений; с другой — девушки, естественная прелесть и грация которых выливалась в наивных жестах и маленьких шагах.

Ввиду того, что ритмический танец и гармонические движения заставляли ускорять дыхание, сопровождавшему их хору приходилось делать невольные паузы. Эстетическое чутье греков помогло им найти художественную форму для этого явления. Так, например, в Делосе мы встречаем танцы в сопровождении песен, которые выполняются тремя группами: первая группа танцует, вторая сопровождает ритмические движения пением, третья группа играет на флейтах и цитрах65.

Даже вполне зрелые мужи не гнушались принимать участие в этом; даже Сократ и Платон смотрели на орхестику как на науку, необходимую для жизни, принимая участие в упражнениях66.

Позднее к певцам, танцовщикам и флейтистам присоединилась еще четвертая группа — рассказчики. В блестящих речах они поясняли зрителям содержание и значение танцев и логическую связь между отдельными песнями. Теперь мы подошли к моменту наибольшей законченности в хоровой технике, какова она у Софокла и какою она была взята за образец в «Мессинской невесте» Шиллера67.

Основная идея древней орхестики заключалась в равномерном единодушном сотрудничестве отдельных элементов (пляска, пение, инструментальная музыка и декламация), в их ритмическом сочетании ради единого гармоничного впечатления. Совершенно не допускалось, чтобы какой-либо один из участвующих выделился из ряда других своей виртуозностью и особыми эффектами. Каждое отдельное лицо работало в ин тересах целого. Какой прекрасный пример для нашего поколения в области хоровых представлений!

Более того: и хоровая пляска, и танцы, и пение культивировались не для наслаждения, не ради удовольствия, но служили, по словам Платона, всегда для наглядного пояснения какой-либо идеи, мысли, например для возвеличивания того или иного божества, героя или родины68.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒