Букварь гитариста стр.6

з.о Строй, диапазон и настройка, гитары.

Строй и соотношение диапазонов (т.е. интервалов между самым низким и самым высоким звуками) фортепьяно и гитары изображены на схеме:

ДИАПАЗОН ГИТАРЫ И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ДИАПАЗОНОМ ФОРТЕПИАНО

На нотном стане диапазон гитары включает следующие звуки:

Легко заметить, что звуковой объем гитары охватывает центральную часть фортепьянной клавиатуры. Однако для удобства нотной записи произведений для гитары пользуются записью только в скрипичном ключе и перенесением нот на октаву вверх по отношению к натуральному их звучанию. Так, звук до первой октавы для фортепьяно записывается на первой нижней добавочной линейке, а тот же звук, взятый на гитаре, будет изображен между третьей и четвертой линейками (т.е. на октаву выше).

Из этой же схемы следует, что строй гитары, определяемый высотой звучания каждой из открытых струн гитары, составляет звуки: ми первой октавы — первая струна, си, соль и ре второй октавы — вторая, третья и четвертая струны соответственно и, наконец, ля и ми большой октавы — пятая и шестая струны.

Знание строя гитары позволяет приступить к настройке инструмента. Настройку производят с помощью колкового механизма, регулируя степень натяжения струн.

Если в доме есть фортепьяно, то можно настроить гитару, пользуясь схемой.

Нажав клавишу ми первой октавы и вращая колок, регулирующий натяжение первой струны, следует добиться полного слияния звучания (в унисон) открытой струны и извлеченного на фортепьяно звука. Также можно настроить н остальные струны, но лучше продолжать настройку другим методом, описанным ниже.

Первую струну можно настроить и с помощью камертона, который обычно издает звук ля первой октавы. В этом случае нужно прижать первую струну на V ладу и настроить ее в унисон со звучанием камертона. Тогда открытая струна будет издавать звук ми первой октавы.

Это показано на рисунке;

(гитара расположена вертикально).

Здесь изображен участок грифа до пятого лада. Горизонтальные линии — ладовые порожки, вертикальные — струны гитары. Римские цифры — номера ладов, арабские в кружочках -номера струн. Следуя схеме для настройки остальных струн, необходимо:

вторую струну прижать к V ладу и настроить в унисон с первой открытой струной, что показано стрелкой;

третью струну прижать на IV ладу и настроить в унисон со второй открытой струной;

четвертую струну прижать на V ладу к настроить в унисон с третьей открытой струной;

пятую струну прижать на V ладу и настроить в унисон с четвертой открытой струной и, наконец, шестую струну прижать на V ладу и настроить в унисон с пятой открытой струной.

Если у вас нет музыкального инструмента или камертона, на которых можно извлечь звуки ми или ля первой октавы, то нужно подтянуть первую струну гитары до среднего натяжения и затем настроить гитару по ладам, как описано выше.

Наконец, общую схему настройки гитары в нотной записи можно изобразить так:

Обозначения, как и ранее: римские цифры — лады, О — означает открытую струну, цифры в кружочках — струны гитары, квадратные скобки ( > » ) — звучание в унисон указанных звуков.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒