Г лавная особенность внутренних ощущений, которые возникают у человека во время физической работы, заключается в том, что причиной их возникновения всегда является сила сопротивления. Эти чувствуемые жизненные впечатления появляются либо при ощутимом (осознаваемом) внешнем сопротивлении нашим действиям, либо при произвольном или непроизвольном сопротивлении нашего тела внешнему физическому воздействию, т. е. при возникновении сил или препятствий, наличие которых, как известно, является для человека необходимым условием возможности осуществления любого практического действия. Не случайно, готовясь к любой физической работе, мы, нередко сами того не замечая, прежде всего заботимся о создании хорошо ощутимого сопротивления своим движениям и устойчивой опоры своему телу.
При этом нам свойственна парадоксальность оценки своих внутренних ощущений. Не имея другой возможности (другого способа, посредника) восприятия явлений внешнего мира, кроме своих субъективных впечатлений, и, будучи устремлёнными во время практических действий на восприятие и оценку того, с чем имеем дело, — мы, как правило, оцениваем свои собственные ощущения как свойства объектов и явлений внешнего мира. Так, определяя вес (тяжесть) какого-либо предмета, мы оцениваем не силу притяжения этого предмета к земле (собственно вес предмета), а усилие, с которым мы преодолеваем это притяжение. Мы говорим о тяжести стола или стула, которые нам приходится поднимать, преодолеваемой нами силе ветра, о тугих клавишах, упругости мяча или дивана…
Парадоксальность оценки внутренних ощущений оказывается для нас весьма удобной. Обеспечивая достаточную точность количественной оценки энергетических взаимоотношений с объектами и явлениями внешнего мира (как известно из физики, сила действия и сила противодействия, будучи противоположными по направлению, по величине взаимозависимы и соотносимы между собой), она оказывается и функционально целесообразной: в случае необходимости уже на рефлекторном уровне точно определяется направленность ответного движения.
Постоянное восприятие сопротивления своим действиям, оцениваемое в повседневной практике как ощущение (или чувство) инструмента, необходимо любому музыканту: каждый пианист знает, как неудобно играть на рояле с чрезмерно слабыми или слишком тугими клавишами, и нам не трудно представить, в каком шоке были бы Ойстрах, Ростропович или Башмет, если во время концерта они перестали бы ощущать свой инструмент (точнее — привычное сопротивление своего инструмента).
С преодолением сопротивления дыханию связана игра на духовых инструментах, причём величина сопротивления и качество звучания любого духового инструмента в значительной степени зависят от его конструктивных особенностей и энергетических свойств материала, из которого он сделан. Не является исключением в этом плане и инструмент певца. Только в отличие от коллег-духовиков, главная проблема которых состоит в том, чтобы научиться соотносить своё дыхание с пассивно-устойчивым внешним сопротивлением, возникающем в неживом инструменте, изначально отличающемся статической определённостью устройства и неизменностью свойств материала, из которого он сделан, — для того, чтобы сохранять энергетическую стабильность фонационного процесса и обеспечить себе возможность создания устойчивого сопротивления своему дыханию, необходимого для ровного голосоведения, певцу приходится самому организовывать и поддерживать во время пения определённость и прочность внутреннего устройства своего инструмента, а также стабильность (динамическую устойчивость) его функционального состояния. Сложность этой задачи усугубляется тем, что всё это певец должен делать всебе,в динамических, исключающих какую-либо статику условиях, ориентируясь преимущественно на свои внутренние ощущения и полагаясь главным образом на свой интеллект, воображение, внимание и волю.