Вокальная техника и её парадоксы» стр.45

Управлениерезонаторной функцией

В пении нет никаких секретов и никаких других возможностей в голосе, кроме резонанса. Потеряв резонанс, перестаёшь быть певцом.

Дж. Барра

В отличие от струнных инструментов, у которых звуковые тела (натянутые струны) находятся снаружи резонирующего и усиливающего звук корпуса, — певческий инструмент, как и любой духовой инструмент, — одновременно является вместилищем звукового тела, резонатором и усилителем мощности звукового потока, причём эти функции взаимосвязаны и не существуют отдельно друг от друга.

Хорошо известно, что прочность и неподвижность стенок духовых инструментов являются обязательными условиями образования в них акустических узлов и возникновения музыкального тона. В то же время мы ясно отличаем мягкое, тембрально «тёплое» и полное звучание деревянных (тростевых) от яркого, полётного и сильного звука медных. Это различие в значительной степени обусловлено тем, что в звучании первых доминируют проявления акустических свойств упругой массы корпуса инструмента, в то время как в характере звучания вторых в большей степени проявляется акустический эффект натянутых стенок резонаторных полостей, обеспечивающих жёсткую сохранность форм и объёма последних. Упрощая, можно сказать, что если в первых резонанс и энергетическую плотность звукового потока обеспечивает упругая масса инструмента, то во втором случае резонанс и громкость (слышимость) звука зависят прежде всего от жёсткости и натянутости стенок резонаторных полостей. Это различие в существенной степени определяет выбор материала, из которого делаются духовые инструменты. Проявляется оно и в конструктивных отличиях тростевых и медных духовых — в частности, в процентном соотношении материальной массы инструмента и объёмов заключённых в нём воздухоносных полостей. Всё это применимо и по отношению к певческому инструменту.

Корпусом грудной части инструмента певца является не трахея, а грудная клетка с находящимися в ней внутренними органами. Такое представление позволяет обратить внимание на то, что обычно оказывается вне поля зрения исследователей — энергетику внутреннего пространства грудной клетки, без которой невозможно ни образование достаточно мощного звукового тела в трахее, ни вибрация грудины, ни активизация энергетического центра в области бифуркации трахеи, а следовательно — само появление ясно выраженного грудного звучания певческого голоса.

Д. Барра, педагог Центра подготовки оперных певцов в Ла Скала, говорил, что дыхание должно «гудеть» в теле певца, как «хорошая тяга в трубе», а Г. П. Вишневская — что оно должно быть «воткнуто в грудную клетку как нож». Вполне очевидно, что столь интенсивные ощущения не могут возникнуть при слабом энергетическом наполнении внутреннего пространства грудной клетки, равно как без него не может появиться и хорошо ощутимая, фиксируемая приборами вибрация её передней стенки (грудины). В силу этого становится очевидным, что от способности и умения певца создавать насыщенную энергетическую среду внутри грудной клетки зависит, в какой мере им могут быть использованы звукообразующие, резонаторные и ренфорсаторные* возможности этой части его инструмента. И если певцу не дано волевым усилием вызывать вибрацию передней стенки грудной клетки, то создавать условия, необходимые для появления этой вибрации, резонирования всей упругой массы грудной части инструмента и увеличения мощности своего голоса путём коррекции энергетического наполнения внутреннего пространства грудной клетки, он не только может, но и должен уметь. По сути дела в этом и заключается интуитивная способность мастеров поддерживать во время пения ту меру плотности внутренней среды грудной части своего инструмента, при которой возникают и хорошо ощутимая «тяга» дыхания, и та сила резонанса, когда начинают «резонировать лацканы пиджака» [119,153].

⇐ вернуться назад | | далее ⇒