Вокальная техника и её парадоксы» стр.48

Энергетические тела и центры

Оперные певцы довольно часто говорят о необходимости «набирать дыхание» в нижние отделы лёгких, расширять нижние ребра и «опирать» на них (особенно при пении в высокой тесситуре) дыхание, считая это обстоятельство одним из наиболее существенных в технике пения. Этот феномен невозможно объяснить, привычно считая, что певец использует в качестве опоры набранный в нижние отделы лёгких воздух. «Запас дыхания» в области нижних ребер, о котором говорят мастера, по их же признанию, во время пения не только не расходуется, но может увеличиваться*. Тем более у нас нет оснований говорить о произвольном перераспределении певцом воздуха внутри лёгких в процессе нения.

Это становится объяснимым при понимании, что речь идёт об энергетическом феномене — создании повышенной энергетической плотности наддиафрагмальной части внутреннего пространства грудной клетки, создающей у певца впечатление энергетического тела — поддерживаемой диафрагмой гравитационной энергетической подушки, упруго сдерживаемой стенками грудной клетки в области нижних рёбер.

Способность создания наддиафрагмалыюго гравитационного энергетического пласта (энергетической подушки) открывает певцу возможность его многофункционального использования. Этот пласт упруго расправляет стенки грудной клетки, создаёт нагрузку диафрагме, делая ошутимой и контролируемой её работу, а также позволяет использовать в качестве «домкрата» энергию брюшной полости, что также является одной из характерных особенностей техники пения оперных певцов.

Давно замеченная певцами необходимость создания наддиафраг-мальной энергетической подушки и использования «домкрата» брюшной полости проявилась в закреплении в теории понятий диафрагма-тического и абдоминального дыхания, а практически — в широком распространении поясов и бандажей, дающих певцу возможность хорошо ощущать эти зоны как поддержку дыханию и помогающих им увеличивать силу и мощность своего голоса*.

Использование оперными певцами поддерживающего диафрагму «домкрата» брюшной полости, опирающегося на лонные кости таза и удерживаемого нижними мышцами живота, имеет и внешние проявления: если мастерам при пении в высокой тесситуре свойственно устойчивое положение тела с хорошо ощущаемой нагрузкой на ноги (на вопрос, «как Вы ощущаете и представляете себе певческую опору», Б.Р. Г мы-ря ответил: «Я ощущаю опору звука в ногах» [118, 154]), -то неопытные певцы нередко «тянутся» за высокими нотами, непроизвольно приподнимаясь на носки **.

Создание наддиафрагмальной энергетической подушки и использование «домкрата» живота для помощи диафрагме в выполнении её «прессующей» функции оказывается весьма целесообразным. Благодаря этому певец имеет возможность хорошо чувствовать положение и состояние расправленной диафрагмы, не вмешиваясь в её работу. При этом сама диафрагма оказывается в энергетической среде, не препятствующей её непроизвольным движениям, посредством которых осуществляется тонкая подсознательная коррекция энергетической плотности внутреннего пространства грудной клетки, необходимая для ком пенсаторного уравновешивания энергетических перепадов, возникающих при пении различных гласных*.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒