Вокальная техника и её парадоксы» стр.52

—    голосовые складки находились в плотной энергетической среде и были освобождены от необходимости сдерживать избыточный напор потока выдыхаемого воздуха;

—    должна быть энергетически развитой (достаточно мощной) и хо рошо настроенной резонаторная система*;

—    смыкание голосовых складок, работающих в плотной энергети ческой среде, не должно быть чрезмерно сильным.

В вокальной методике принято считать, что энергетическая защита голосовых складок достигается путём регулирования певцом соотно шения подсвязочного и надсвязочного давления воздуха. Между тем для того, чтобы во время пения голосовые складки находились в плотной энергетической среде и были освобождены от необходимости сдерживать излишне сильный поток выдыхаемого воздуха, сопротивление этому потоку должно создаваться не на уровне самих голосовых складок, а гораздо выше и более мощными средствами, чем прикрытие гортани надгортанником. Как мы уже говорили, это достигается посредством смещения спинки языка к задней стенке глотки, сужения просвета между натянутыми нёбными дужками, а также расширения надгортанной части глотки. Кроме того, оперным певцам не свойственно чрезмерное открытие рта: для них гораздо важнее освобождающее глотку ощущение свободно отпущенной задней части нижней челюсти. С повышением тесситуры возрастает роль просвета между нёбными дужками, натягивающимся между куполом мягкого нёба и корнем языка. Активное участие языка в натяжении нёбных дужек на предельно высоких звуках приводит к увеличению расстояния между спинкой языка и задней стенкой глотки, что хорошо видно на рентгенограммах (рис. 15). Об ощущении натяжения шатра мягкого нёба и нёбных дужек в верхней части диапазона голоса говорят и певцы: как известно, Джильи рекомендовал для правильного формирования высоких нот «зажимать маленький язычок гландами» [126, 93].

Певец, поющий «на выдохе», неизменно сталкивается с проблемами энергетической защиты голосовых складок.

При установке мышления «на выдох» задачей певца становится создание дополнительного сопротивления выдыхаемому потоку воздуха в области надгортанной части своего инструмента, и здесь для поющего фактически не остаётся ничего другого, кроме коррекции степени открытия рта, положения органов ротоглотки и изменений объёмов её внутреннего пространства, т. е. практического применения тех мышечных приёмов, которые видны со стороны и на рентгенограммах. Создание импеданса посредством манипуляций с открытием рта, горла, положением языка и натяжением мягкого нёба становится для певца весьма сложной проблемой, поскольку, беря на себя ответственность за организацию механического сопротивления выдыхаемому потоку воздуха, он поневоле оказывается в положении известной сороконожки, задумавшейся об организации движений своих многочисленных ног и лишившейся из-за этого способности передвигаться*. К тому же певец не может произвольно манипулировать с объёмом ротоглотки и работой её органов без нарушения фонетики. Нетрудно заметить, что при пении «на выдохе» все приёмы произвольного создания механического сопротивления выдыхаемому потоку воздуха (натяжение мягкого нёба, смещение кзади спинки языка и прикрытие надгортанником входа в гортань) оказываются направленными против течения контролируемого потока дыхания и первой преградой на пути этого потока неизменно становятся голосовые складки. С повышением тесситуры ситуация становится неразрешимой: волевая необходимость взятия высокой ноты при отсутствии возможности обеспечения достаточного сопротивления выдыхаемому потоку воздуха приводит к защитной реакции — рефлекторному сужению глотки и вынужденному пересмыканию голосовых складок, оказывающимися неспособными удерживать сильное подскладочное давление.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒