Наконец, уникальность певческого инструмента и техники игры на нём обусловлена тем, что пение является осмысленной, эмоционально проживаемой живой речью не в
* Было бы несправедливым не отметить, что мысль о том, что в певческом голосообразовании задействован весь организм певца, не является новой. Об этом давно говорят и сами певцы, и деятели науки: достаточно вспомнить вышеупомянутое высказывание Э. Карузо или высказывание академика Л. А. Орбели о неправомерности разбивать певческий процесс на отдельные физиологические акты [81, 2].
Вместе с тем в сознании большинства исследователей певческого искусства до настоящего времени возникновение певческого голоса связывается исключительно с физиологией голосообразования — работой органов дыхания, голосовых складок, резонаторов и т.д. При том, что в методической литературе пение всё чаще называется психофизическим или психофизиологическим актом, ещё никогда певец не становился для исследователей музыкальным инструментом, а певческий процесс не изучался как психологический акт — контролируемое и корректируемое на уровне сознания действие человека.
ассоциативном, как у инструменталистов, а в самом прямом смысле. Певцы поют на определённом живом языке и звучание их голоса не только должно соответствовать определённой музыкальной эстетике, но и быть фонетически оформленным. Использование в пении осмысленной членораздельной речи даёт огромные преимущества певцу и в то же время создаёт технические проблемы, которых нет у инструменталистов — в частности, проблему «совмещения» определённого качества звучания голоса и фонетической разборчивости припеваемых слов, что, в свою очередь, требует знания фонетических особенностей академического пения, фонетики разных языков и т.д.
Если же рассматривать певческий инструмент с инженерной точки зрения, то конструктивно он отличается от созданных человеком духовых инструментов тем, что его вибратор (гортань) расположен в середине воздухопроводящего канала, а ёмкости с воздухом, посредством которого певец «играет» на своём инструменте (лёгкие),расположены в корпусе самого инструмента. Кроме того, отличительной особенностью певческого инструмента является существование многоуровневой системы головных резонаторов (получившей у певцов название «вокальной маски»). Внутри инструмента находится и интеллектуальноволевой «пульт управления» его работой — сфера сознания певца.
До настоящего времени в методической и научной литературе наиболее часто встречается мнение, что голосовой аппарат певца работает по принципу рупора, в котором предрупорной камерой является небольшая полость в верхней части гортани, образующаяся при прикрытии надгортанником входа в гортань (Дмитриев, Рокар, Юссон). Согласно этому представлению, певческий голос возникает в результате прерывания колеблющимися голосовыми складками потока выдыхаемого воздуха, и звучание певческого голоса определяется двумя факторами: характером работы голосовых складок и особенностями устройства «надставной трубы» — внутреннего пространства ротоглотки. Так, в «Основах вокальной методики» Л. Б. Дмитриева мы читаем: