Наши читатели-скрипачи, наверное, уже умеют извлекать из своих инструментов звуки нежные, свистящие, чуть таинственные и почти призрачные флажолеты, а это и есть обертоны. Флейтисты добывают их передуванием. Валторнисты теперь играют на хроматической валторне, но наверняка знают, что ее предшественница была натуральной и могла выдувать только обертоны.
Некоторые современные музыканты и музыканты не очень далеко ушедшего прошлого считают, что нужно учить и самому учиться слышать обертоны каждого звука. Хочется обратить внимание на это упущение существующей методики преподавания: ведь, за малыми исключениями, ни педагоги-сольфеджисты, ни педагоги исполнительских классов не привлекают учащихся к слушанию обертонов, иначе говоря, гармоник. А между тем, сама жизнь располагает немалым «репертуаром» звуков, обладающих этим качеством. Сигналы автомашин, речного, морского транспорта, фабричные, заводские гудки, гул взлетающего самолета… Может, кому-то покажется смешным, а вот и водопроводные трубы иной раз поют чуть не целые мелодии, и звуки богаты гармониками; закипающие чайники и самовары тоже умеют петь. Яснее всего слышны гармоники октавы и квинты. Учиться можно буквально на ходу.
Мы привели примеры немузыкальные — из окружающей среды. А теперь познакомимся с еще одним акустическим явлением, которое даст нам возможность слушать гармоники на фортепиано.
Случалось ли вам наблюдать такое явление: сидишь и играешь на фортепиано и в определенном фрагменте вдруг слышится сильный отзвук. В чем дело? Оказывается на крышке инструмента лежит какой-нибудь металлический или стеклянный предмет (кольцо, ваза). Проверьте ради любопытства: на один какой-то звук фортепиано или на разные звуки появляется (отвечает) этот отзвук? Обнаружится, что на один. Так в чем же секрет? Поскольку кольцо или ваза не имеют отношения к музыке, проделаем такие эксперименты.
Пусть у нас будут две струны, натянутые на одной высоте. Если на одной из них сыграть несколько звуков, то вторая моментально зазвучит сама собой.
Над отверстием деки гитары или другого инструмента с декой громко произ несите какое-нибудь слово. Сразу же, немедленно послышится отзвук. Вы скажете: «Да! Но это просто шум или неприятный звук, а не музыка». Так, но в основе всех этих явлений и с кольцом, и с одинаковыми струнами, и с гитарой лежит акустический закон, названный учеными резонансом (от франц. résonance, лат. resonans — звучу в ответ, откликаюсь).
С музыкальной точки зрения явление резонанса заключается в отражении изданного звука в другом теле с одинаковой настройкой посредством передачи его колебаний через воздух.
Закон резонанса действует не только на струны одинакового строя, но и разного (в случае, если одна из струн настроена на звук одного из обертонов другой струны). И это можно доказать, пользуясь фортепиано.
Заранее нажмите правую педаль, затем — беззвучно одну или несколько клавиш из обертонового звукоряда от какого-нибудь звука. Теперь резко ударьте и отпустите основной звук в басовом регистре (в качестве основных звуков натуральных звукорядов лучше всего на фортепиано использовать диапазон большой октавы). Вслушайтесь. Через некоторое время будет реалыо слышен отзвук беззвучно нажатых клавиш.