Как научить играть на гитаре стр.66

Можно только приветствовать тот факт, что концертное исполнительство на классической гитаре приобретает все более академические черты, а сама гитара занимает прочное место на большой сцене. Вместе с тем возникают тревожные симптомы того, что в «классическом» проявлении она начинает утрачивать свои характерные особенности. Попытки сгладить ее «недостатки», гармоническую и тембровую специфичность, придать ей некую универсальность при помощи дополнительных струн, новейших звукозаписывающих средств, «революционных» аппликатур и посадки, стремление к виртуознича-нью — все это ведет порой не столько к расширению возможностей и академизму, сколько к обезличиванию как исполнителя, так и инструмента. По моему мнению, вовсе не обязательно превращать гитару в лютню, рояль или виолончель. Важно, скорее, найти «золотую середину» между классической строгостью и природной демократичностью гитары, между высокой ученостью и массовой популярностью, сделать из несовершенства — своеобразную, ни с чем не сравнимую краску. Необходимо четко определить такое явление, как классическая академическая гитара, не доводя его до сухого формализма, с одной стороны, и не опускаясь до пошлости и вульгарности — с другой.

Какая именно линия возобладает, и как сделать, чтобы исполнение было стильным и грамотным, не утратив при этом инструментального своеобразия, — это вопрос вкуса. Надо учиться чувствовать тесную взаимосвязь звуковой картины и аппликатуры, вырабатывать свое собственное отношение и к тому, и к другому. Многие учащиеся этого недопонимают: сказано играть на закрытых струнах — играют, во что бы то ни стало, на закрытых; велено применять открытые — всё играют в первой позиции. Игра на гитаре — это искусство не впадать в крайности, поиск компромисса между музыкой и техническим удобством.

Приведенные рекомендации и примеры — не готовые рецепты, они лишь указывают направление движения. Следовать им надо не бездумно, но сообразно своим художественным представлениям и эстетическому вкусу (они в течение жизни постоянно совершенствуются и изменяются), не ограничиваясь одним только вопросом «каким пальцем играть».

Вадим Кузнецов

Подготовка и проведение технического зачета в музыкальном колледже

Одноголосные гаммы

Гаммы во все времена были одним из важнейших инструментов технического развития музыканта-исполнителя любой специальности. Техника игры гитариста не является исключением. В каждом методическом пособии, будь то «Школа игры» или «Самоучитель», мы найдем одноголосные гаммы во всех тональностях, чаще всего в аппликатуре А. Сеговии, с небольшой, как правило, аннотацией о пользе игры гамм.

Самым оригинальным в этом отношении руководством можно считать изданный в 1972 году труд И. С. Кузнецова «Техника игры на шестиструнной гитаре»1, где автор выдвинул новаторскую идею игры гамм чередованием трех пальцев правой руки (а-т-1-(1-т-1-а-т-1), а также изложил свои взгляды на леворучную аппликатуру и выписал двух-и трехоктавные арпеджио во всех тональностях. С течением времени несколько видоизмененный способ исполнения гамм пальцами а-т-1 получил свое дальнейшее развитие и довольно широкое распространение. Кроме того, большую популярность приобрела аппликатура р-т-1, которую еще в XIX веке активно использовал русский гитарист Н. П. Макаров. Нетрадиционный порядок чередования пальцев правой руки повлек за собой изменения принадлежащей А. Сеговии аппликатуры левой руки. Результатом всех этих нововведений явилось то, что на сегодня единых аппликатурных правил исполнения гамм на гитаре не существует.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒