Как научить играть на гитаре стр.8

Возвращение пальца на струну для следующего звукоизвлечения осуществляется только пястным суставом. Не нужно тянуться к струне ногтевой фалангой, прогибая палец в суставе.

Все упражнения большим пальцем производятся при стоящих на струнах пальцах I, т, а. При игре ароуапс!о движение пальца р направлено не к пальцу I, а к нижележащей струне. При игре 11гапс1о точка касания р и I будет в одном и том же месте независимо от струны, которую берет р.

Пальцы г, т, а

При описанном выше положении руки эти пальцы касаются струны левой частью кромки ногтя. Первая фаланга совершает движение внутрь ладони. При этом струна оттягивается и немного перемещается по кромке ногтя к точке схода. При ногтевом способе игры нет никакого перехода струны с мякоти на ноготь, о котором часто упоминается в учебных пособиях. Струна перемещается только по кромке ногтя (рис. 8). Если у ученика ногти легко ломаются, а растут медленно, то можно применять безногтевой способ звукоизвлечения. При этом ничего принципиально не меняется. Струна оттягивается и скатывается по левому краю кончика пальца точно так же, как по ногтю.

Траектория движения кончика пальца такова, что после звукоизвлечения палец не задевает соседнюю нижележащую струну. Палец /, например, защипывая третью струну, не задевает четвертую и т. д. Это прием игапбо (рис. 9).

Если движение кончика пальца направлено на нижележащую струну, то после звукоизвлечения палец прекращает движение, дотронувшись до этой струны. Это прием ароуапйо (рис. 10).

Поскольку начальные уроки основаны на исполнении арпеджио, то есть игре на разных струнах, рассмотрим только прием Игапс1о. Практика показывает, что после освоения арпеджио и чередования пальцев на одной струне приемом игапс1о прием ароуапс!о получается относительно легко. Если же обучение начинать с ароуапс!о, то переход к т.1гапс1о будет значительно затруднен.

Данная постановка правой руки позволяет почти все встречающиеся виды арпеджио исполнять в одной позиции, без перемещения кисти вверх и вниз.

В момент оттягивания струны последние фаланги пальцев могут слегка прогибаться. При этом струна оттягивается в направлении передней деки. В таком случае звук обладает более красивым, глубоким тембром. Если пальцы не прогибаются, значит, струна оттягивается в плоскости, параллельной передней деке.

При игре гаммообразных последовательностей, например хроматической гаммы от шестой струны к первой и обратно, позиция правой руки меняется. Целесообразно переносить кисть вдоль осевой линии предплечья. Эта линия совпадает с осевой линией кисти, так как кисть и предплечье находятся на одной прямой.

При переходе со струны на струну угол между плечом и предплечьем остается постоянным (рис. 11, 12):

Нежелательные перемещения кисти изображены на рис. 13, 14.

Исполнение арпеджио

Арпеджио р-‘х-т-а

Самый естественный прием игры на гитаре при данной постановке правой руки — исполнение разложенных аккордов, или арпеджио (рис. 15).

Представим, что к кончикам пальцев /, т, а с одной стороны и к ладони возле запястья с другой стороны прикреплены пружинки. При звукоизвлечении, когда пальцы движутся внутрь ладони, пружинки сжимаются. После звукоизвлечения пружинки возвращают пальцы в исходное положение. В этом положении пальцы находятся на очень близком расстоянии от своей струны, соответственно: / — над третьей струной, т — над второй и а — над первой.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒