На гитаре за 10 уроков стр.8

Итак, предположим, что вы хотите сыграть песню «Тонкая рябина». В обычном для популярной музыки фортепианном изложении она может начинаться так, как нотный пример на следующей странице. Как вы видите, ноты записаны на горизонтальных линиях и в промежутках между ними; пять таких горизонтальных линий для записи нот называются нотоносцем. Песни чаще всего записываются на трех нотоносцах, причем два нижних связаны скобкой (или акколадой) и предназначены для фортепиано. На самом нижнем нотоносце показаны те ноты, которые пианист должен играть левой рукой, на среднем — ноты для его правой руки. Верхний нотоносец — для певца, на нем записаны мелодия и слова вокальной партии.

В вокальной партии записаны не только мелодия и слова песни; над ней указаны также и аккорды. Например, над словом «что» вы видите букву Ет, а над словом «тонкая» — букву с цифрой Нт. Такие буквенные обозначения над вокальными партиями часто называют гитарными аккордами, хотя ими может пользоваться любой, кто играет на инструменте, возможности которого позволяют играть аккорды, например на органе или другом клавишном инструменте. На самом деле, часто даже пианисты не обращают внимания на два нижних нотоносца и предпочитают играть мелодию, употребляя аккорды Ет и Н7 так, как им больше нравится. В поп-музыке партия фортепиано вообще довольно редко пишется авторами песен. Они чаще всего просто записывают вокальную мелодию, предоставляя аранжировку партии фортепиано тем музыкантам, которых обычно нанимают издатели. Вокальная партия вполне может издаваться и самостоятельно, без инструментального сопровождения.

Так как, чтобы сыграть песню, большинству музыкантов вполне достаточно одной вокальной партии, они не покупают сравнительно дорогие ноты с фортепианным сопровождением, а приобретают для себя так называемые песенники, в которых записаны только мелодии, слова и аккорды песен. Благодаря такой записи экономится очень много места, и в одном песеннике может быть собрана тысяча и даже больше песен1 Научившись пользоваться песенниками, вы обнаружите, что они поистине бесценны.

Сейчас вы уже готовы к тому, чтобы научиться играть аккорды ваших самых первых песен. Освоив игру аккордов, вы сможете без труда играть и по фортепианным нотам, и по песенникам, и даже просто по слуху. Если вы знаете одну только мелодию песни, нужно просто начать се напевать, ударяя при этом по струнам, — и нужные аккорды придут сами собой!

Схемы аккордов

В схемах аккордов пальцы рук нумеруются так:

Итак, указательный палец называется первым, средний — вторым и так далее. Например, аккорд С на схеме может быть показан четырьмя способами:

Все эти схемы указывают вам, что нужно первым пальцем прижать вторую струну на первом ладу, вторым пальцем — четвертую струпу на втором ладу, и третьим пальцем — пятую струну на третьем ладу. В первых трех схемах обозначено, каким именно пальцем прижимается конкретная струна; в четвертой схеме таких обозначений нет.

Верхний лад может быть обозначен римской цифрой I, как па первой схеме; если же цифр сверху или сбоку нет, как во второй и третьей схемах, следует считать, что верхний лад схемы соответствует первому ладу. Нолики над первой и третьей струнами на третьей схеме обозначают открытые струны. Это значит, что эти струны тоже входят в аккорд, и по ним нужно ударять. Крестики сверху7 на второй и третьей схемах означают, что шестая струна не входит в аккорд, и ее не нужно защипывать; следует начинать большим пальцем правой руки или медиатором с пятой струны.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒