Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.29

Таким образом, у детей имеется физиологическая основа звукообразования в различных голосовых регистрах.

Структурно-функциональный механизм их формирования в основном должен быть тот же, что и у взрослых: грудному и фальцетному звучанию детского голоса должны соответствовать крайние типы настроя гортани на полный или краевой колебательный режим за счет работы соответственно внутренней или внешней мышечной системы; смешанное или микстовое звучание может возникнуть только на основе координации между обеими мышечными системами, управляющими натяжениями голосовых складок изнутри и снаружи. Последний тип регулировок в функциональном отношении более сложный для ребенка, в силу несовершенства систем, управляющих сложно-координированными процессами.

Поскольку кора головного мозга у детей (особенно до 5 лет) функционально еще не развита, то, по-видимому, им легче должны даваться регулировки за счет какой-либо одной мышечной системы (внутренней или внешней), чем за счет двух мышечных систем (и внутренней, и внешней).

Поэтому детям, по-видимому, легче петь либо грудным, либо фальцетным голосом, нежели микстом, так как динамика переходных процессов у них еще не сформировалась. Проверка данного предположения имеет большое значение для обоснования методики обучения детей пению.

Объективная оценка певческого звука связана с анализом физиологического механизма его формирования, с одной стороны, и с акустическим анализом звука — с другой. Понимание характера и взаимосвязи процессов звукопроизвод-ства и звуковосприятия даст возможность управлять работой голосового аппарата певца.

В экспериментальной фонетике для исследований звуков речи объективные методы используются довольно широко.

Для наших исследований певческого голоса детей были взяты лишь некоторые из них.

В связи с двусторонним подходом к решению проблемы используемая нами аппаратура делится на две соответствующие группы:    физиологическую    (ларингоскоп, стробоскоп, рентгенотомограф, электронный глоттограф) и акустическую (спектроанализаторы С-48 и БСК тип 2110).

2.1.    Акустические методы

2.1.1.    СПЕКТРОГРАФИЯ

Основная цель спектрографии — визуализация слухового образа, что позволит глубже понять сущность певческого процесса.

Из теории голосообразования как речевого сигнала, так и певческого (Ржевкин С, Фант Г., Морозов В., Дмитриев Л. и др.) известно, что любой звук голоса состоит из основного тона и многочисленных гармоник (обертонов), т. е. звуков, частота которых кратна основному тону и находится в соот ношении с ней как Fo, 2F0, 3F0…………… nF0 , где Fo — частота ос новного тона в Герцах (Гц), 2, 3, …, п — номера гармоник.

Высота1 голоса человека определяется частотой его основного тона1, что же касается принадлежности звука к тому или иному гласному или согласному, а также тембра голоса, то последние определяются степенью выраженности в звуке тех или иных гармоник (обертонов). Такая картина звука, соответствующая какому-то моменту его динамики, выраженная графически в координатах А— F, где А — амплитуда гармоник, F — частота гармоник, называется спектром звука, а прибор, с помощью которого можно получить спектр звука, называется спектроанализатором.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒