1) анатомо-морфологическое развитие голосообразующей системы на фоне роста всего организма ребенка;
2) функциональное совершенствование центральных от делов мозга, управляющих певческим процессом, и всей сис темы обратной связи «голос — слух»;
3) накопление вокальных навыков (организация певчес кого дыхания, формирование естественности в звукообразо вании и правильной артикуляции);
4) совершенствование качеств его звучания (тембра, зву ковысотного и динамического диапазонов, вокального инто нирования, подвижности голоса, четкости дикции), которое рассматривается как результат роста голосового аппарата, с одной стороны, и певческой деятельности — с другой;
5) развитие музыкального слуха и, как особое проявле ние его, вокального слуха;
6) установление взаимосвязи между слуховым восприятием звукового образа, вокально-слуховым представлением и воспроизведением голосом.
Различные вопросы, связанные с детским пением, нашли освещение в ряде работ русских и зарубежных авторов. Музыкальному развитию учащихся в процессе обучения пению посвящены работы Ю. Б. Алиева (1965); Т. Л. Беркман (1961); Н. А. Ветлугиной (1968); В. К. Тевлиной (1975); Д. Е. Огороднова (1981); истории хорового пения в дореволюционной и советской школе — работы Д. Л. Локшина (1957), О. А. Апраксиной (1987); воспитанию и охране детского голоса — В. А. Багадурова (1954); И. И. Левидова (1939); Е. М. Малининой (1967), Т. Н. Овчинниковой (1968),
А. А. Сергеева (1950); опыт работы с детским хором ИХВ описан в книге Е. Я. Гембицкой (1953); формированию певческих навыков посвящены работы С. Н. Гладкой (1975),
А. Луканина (1960), В. В. Каменского (1954), А. Г. Менабе-ни (1987); специальные вопросы развития детского голоса рассматриваются в работах Н. Д. Орловой (1961—1966) и др.; изучению физических характеристик голосов детей посвящены работы Е. А. Рудакова (1966) и В. П. Морозова (1961—1982); вопросы анатомии и морфологии детской гортани освещаются в работах М. С. Грачевой (1956—1977). Среди наиболее значительных зарубежных авторов можно назвать таких, как Ф. Лысек (1976); Е. Седлачкова (1980); Л. Сталева (1979); Б. Бочев (1963); Брунер (1975); Якобсон (1961); Г. Стоянова (1985)и др.
В большинстве указанных выше работ русских и зарубежных авторов по вопросам вокально-хорового воспитания детей содержатся советы по формированию основных певческих навыков: дыхания, звукообразования, артикуляции в соответствии с деятельностью отдельных частей голосообразующего комплекса: дыхательного аппарата, гортани и артикуляционного аппарата.
Формирование навыков дыхательных движений, как правило, нацелено «а достижение кантилены в пении, а навыков в артикуляции — четкости дикции. Однако эмпирический опыт отдельных практиков не имеет должного теоретического обоснования с точки зрения задачи развития певческого голоса детей.
Итак, актуальность проблемы развития детского голоса в настоящее время продиктована требованиями школьной реформы, ее новыми задачами наиболее полного раскрытия способностей каждого ребенка в условиях коллективного обучения. Она связана с наблюдающимся ростом числа детских певческих коллективов (хоровых студий и специализированных школ); расширением их (концертно-исполнительской деятельности; сочинением вокальных произведений для детей, когда необходимо учитывать голосовые возможности детей. Решение проблемы развития детского голоса зависит прежде всего от разработки теоретических основ (развития певческого голоса детей, а также в результате теоретических и экспериментальных исследований найти условия и пути совершенствования их вокального воспитания.