Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.53

Крик новорожденного рассматривается как процесс во времени, который имеет три фазы: начало, стационарный участок и коду.

Каждая фаза имеет определенную характеристику по продолжительности, интенсивности и мелодическому контуру.

Средняя продолжительность крика 0,7 с при от=±0,5.

I    фаза — 0,15 с — характеризуется быстрым подъемом интенсивности и частоты основного тона от 300 до 450 Гц (Ре,—Ля,);

II    фаза — 0,25 с — отличается относительно постоянной интенсивностью и основной частотой около 500 Гц (CHI);

Рис. 29. Динамическая характеристика 1-го крика.

Рис. 30. Интонационная характеристика 1-го крика.

III фаза — 0,30 с — завершает крик типичным спадом интенсивности и частоты до 300—200 Гц (Pei —Лям).

На рис. 29 и 30 представлены графики основных характеристик первого крика новорожденных по усредненным данным.

Из сравнения приведенных графиков видно, что динамическая и частотная характеристики крика новорожденных аналогичны. Иначе говоря, Fo и I изменяются параллельно: повышение основной частоты неизменно сопровождается усилением голоса.

Развитие крика от начала к средней части идет более быстро и интенсивно, чем его затухание, которое более продолжительно. Если мелодический контур крика типичен для подавляющего большинства новорожденных, то звуковысотное расположение его имеет свои индивидуальные особенности. Всех наших испытуемых условно можно было разделить на две группы: с относительно высоким (I гр.) и относительно низким (II гр.) частотным максимумом крика.

Приводим примеры спекторгамм стационарного участка крика (II фаза), типичные для каждой группы детей.

Рис. 31. Спектрограмма ребенка из I группы

Рис. 32. Спектрограмма ребенка из II группы.

Частоты фильтров на спектрограмме указаны усредненные, с учетом закона Фурье.

Из приведенных примеров видно ярко выраженное индивидуальное различие не только в звуковысотном положении голоса, но и в отношении распределения энергии в спектре: У ребенка из I группы более интенсивны высокие частоты, а У ребенка из II группы — низкие и средние.

Обобщив полученные данные относительно распределения звуковой энергии в спектре крика новорожденных, можно заключить, что усредненный максимум энергии для детей

I    группы падает на частоты от 1900 до 3000 Гц, а для детей

II    группы — от 400 до 1000Гц (при m = ± 0,4).

Средний диапазон максимально употребляемых частот от 1000 до 3000 Гц совпадает с областью максимальной слуховой чувствительности уха взрослого человека. Сосредоточение максимума энергии спектра в этой же области следует считать мудрым приспособлением природы защитных механизмов ребенка, заявляющего своим криком о себе, о своем состоянии.

Звуковысотное расположение голоса сказывается и на его тембре: более высокие голоса звучат беднее по сравнению с более низкими. Была замечена взаимосвязь высоты голоса новорожденного с его физическим развитием: чем более незрелый ребенок, тем выше звучит его голос.

Таким образом, можно отметить существенные индивидуальные различия основных характеристик голоса детей от самого момента рождения. В звуковых интонациях новорожденных имеется определенная зависимость между частотой основного тона и интенсивностью. Мелодика первого крика отличается своей монотонностью. Звуковысотный диапазон его относительно узкий и располагается на средних звуках будущего голоса. Очевидно, этим отчасти и объясняется ярко выраженная линейная зависимость между основными характеристиками звука, когда с повышением тона возрастает не только интенсивность голоса, но и число спектральных составляющих, т. е. насыщаемость тембра голоса.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒