В вокальной работе с детьми совершенно необходимо обращаться к различным ощущениям учащихся, заимствуя характеристики качества звучания из области зрительной и осязательной, ибо, как справедливо заметил В. П. Морозов, «… при обучении певца, необходимо обучать не только слух, но и все другие чувства» .
Обычно в певческой практике наибольшее внимание уделяется слуховым и мускульным ощущениям и меньшее •— вибрационным. В то время как биофизические исследования В. П. Морозова доказывают, что последние играют большую роль в функции вокально-слухового восприятия. Следовательно, было бы весьма перспективно привлекать внимание учеников не только к слуховым и мышечным ощущениям в процессе пения, но и к вибрационным.
Постепенно у детей образуется целая система условнорефлекторных актов в отношениях между характером звука, который они производят, и специфическими ощущениями соответствующих органов чувств. Осознание этих соотношений и дает возможность ученикам целенаправленно регулировать работу голосового аппарата, позволяет в определенной степени анализировать дефекты звукообразования у других певцов. В этом смысле можно сказать, что вокальный слух — это хорошо развитая сенсомоторная координация.
В процессе обучения пению вокальный слух, взаимодействуя с голосом, развивается параллельно с ним, немного опережая уровень практических умений ученика.
Тесная взаимосвязь слуха и голоса в процессе обучения пению обусловлена общностью законов познания, основанных на ряде умственных операций: вокально-слуховое восприятие, представление и воспроизведение голосом.
Решающим звеном в этой цепи являются вокально-слуховые представления. Они отражают глубину восприятия и определяют качество исполнения. Они дополняются воображением и носят творческий характер, что обусловливает их роль в музыкально-эстетическом воспитании детей.
Под вокально-слуховыми представлениями понимаются представления о качествах певческого звука по интонации, динамике, тембру и ритмическим соотношениям как основным носителям музыкального смысла, а также представления о способе звукообразования заданного эталона, т. е. то, что относится к понятию о вокальном слухе.
Эти представления развиваются в процессе обучения во взаимосвязи с такими психическими свойствами, как эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на музыку, музыкальная память, внимание, воображение и др.
Формированию представлений способствует узнавание, сравнение, анализ и синтез, обобщение и абстрагирование.
Таким образом, формирование вокально-слуховых представлений в процессе обучения пению, овладения музыкальными знаниями и певческими навыками многогранно: оно включает в себя и активные умственные действия (наблюдение, сравнение, анализ, узнавание, дифференциацию, обобщение и пр.), и непосредственно эмоциональный отклик со всеми его градациями, обусловливающими эстетическое отношение к познаваемому, исполняемому и процессу учения в целом.
Вокально-слуховые представления органически связаны с музыкально-слуховыми представлениями и взаимодействуют с двигательными представлениями, выражающимися в пении в вокальной моторике. Они лежат в основе вокального слуха и определяют целостность вокально-художественного процесса, являются «ядром» вокальных способностей.