Возникая в процессе певческой деятельности, вокальнослуховые представления дают возможность совершенствовать эту деятельность и сами совершенствуются в процессе ее выполнения. В этом проявляется диалектическая взаимосвязь обучения и развития в такой специфической области музыкальной деятельности, как обучение пению.
Отсюда и необходимость формирования вокально-слуховых представлений для развития детского голоса. Они должны лечь в основу методики работы.
Систематическое формирование вокально-слуховых представлений должно стать условием правильной постановки обучения пению. Фактически работа по формированию вокаль-но-стгховых представлений должна осуществляться с первых шагов обучения. Большое место занимает овладение умением произвольно представлять себе «в уме» определенные качественные соотношения звука до того, как он будет воспроизведен голосом.
Вокально-слуховым представлениям предшествует восприятие , которое тоже нужно специально формировать. Задача заключается в том, чтобы научить детей не только слушать, но и слышать человеческий голос, замечать различные оттенки его тембра, силу и интонацию, особенности дикции, вокальную позицию, по звуку определять его режим работы: регистровый механизм, степень напряженности работы голосообразующей системы, характер дыхания, артикуляции и резонирования, эмоциональную выразительность.
Качества восприятия вокальных явлений и их вокальнослуховые представления обеспечивают условия для полноценного воспроизведения, а в конечном итоге для формирования певческих навыков. Восприятие, вокально-слуховые представления и воспроизведение в пении характеризуют уровень умственных операций, в первую очередь аналитической и синтетической деятельности.
Конкретно эта способность отражается в умении ребенка анализировать и описывать воспринятое звучание, что характеризует уровень его общего и специфического развития.
Согласно вышеизложенному можно представить себе структуру певческой деятельности и изобразить ее схематически следующим образом.
Умственные операции в процессе певческой деятельности имеют свою специфику.
Восприятие в музыкальной педагогике характеризуется как целостно-дифференцированное. Целостность восприятия в пении отражается в постижении эмоционального содержания вокального произведения; дифференцированность — в выделении высоты, тембра голоса, динамики, темпа, ритма, способа звуковедения, формы, фразировки, манеры произношения и пр.
Пр едставления — речь идет о вокально-слуховых представлениях как звучания голоса в целом, так и отдельных его компонентов, а также представления физиологического механизма звукопроизводства в каждом конкретном случае.
Воспроизведение характеризуется звучанием пев ческого голоса и обеспечивается, прежде всего, качествами восприятия звука и его вокально-слухового представления, а также сформированностью певческих навыков, способностью осознанного управления голосообразующей системой.
Таким образом, одним из решающих условий вокального развития детей в процессе обучения пению является планомерное и последовательное формирование вокально-слуховых представлений, лежащих в основе вокального слуха ребенка.