Если говорить об иерархической структуре процесса развития вокального слуха и достижения наилучшего звучания собственного голоса, то ее можно представить следующим образом:
1) прежде всего слуховое внимание (т. е. слуховая актив ность) ;
2) сравнения и сопоставления различных образцов (т. е. умственные операции);
3) попытки воспроизведения (собственные действия);
4) анализ полученного звучания с точки зрения эстетиче ской (чувственное восприятие);
5) внутреннее пение с опорой на внешнее звучание этало на, заданного учителем (моделирование вокального движения в сознании);
6) новые попытки воспроизведения (повторные действия);
7) обобщения слуховых впечатлений и теоретические зна ния, которые всегда даются после слуховых впечатлений (ос мысление);
8) введение понятия о явлении;
9) объяснение его механизма по принципу наглядности (слуховой и зрительной);
10) достижение искомого качества звучания в собственном исполнении (совершенствование навыка);
11) исполнение на основе постоянного самоконтроля.
Для развития вокального слуха крайне важен вопрос о слуховой и зрительной наглядности в процессе обучения пению.
В связи со склонностью детей к конкретно-образному мышлению всякое звуковое восприятие в их познании трансформируется в зрительный образ.
Поэтому, решая задачу развития у детей вокального слуха, особенно перспективным будет создание наглядных учебных пособий и технических средств обучения аудио-визуаль-ного типа.
5.4. Соотношение индивидуального тембра певческого голоса и типа регистрового звучания
На тембровое звучание певческого голоса оказывают влияние многочисленные причины как объективного, так и субъективного порядка.
В большинстве методических работ подчеркивается, что специфика звучания детского голоса связана, главным образом, с особенностями анатомии и морфологии детской гортани. В доказательство приводятся примеры, подтверждающие зависимость типа голоса от размеров голосовых складок и гортани в целом: чем ниже голос, тем больше гортань. Однако известны и исключения из такого правила, которые, казалось бы, должны отражать объективный закон физики из области теории колебаний: знаменитые тенора Карузо и Собинов имели басовые размеры голосовых складок.
Следовательно, причины тембрового звучания голоса кроются еще в чем-то другом, кроме особенностей анатомической структуры гортани. 1
Один голландский врач1 приводит многочисленные факты появления мужского голоса у женщин после нескольких инъекций гормональных препаратов. Отмечается появление нестабильности высоты голоса и его тембра; быстрая смена грудного регистра на фальцетный, что создает впечатление неуправляемости голосом. Он становится низким, чужим для пациентки, не поддается контролю. При ларингоскопическом осмотре было обнаружено неполное закрывание задней половины голосовой щели при фонации, что автор объясняет как попытку стабилизировать потерю равновесия между смыканием голосовой щели и подскладочным давлением. Здесь нет ничего общего с парезом, так как пациентки могли плотно закрывать голосовую щель, когда их об этом просили.