Вокальный слух помогает установить не только качество вокальной интонации (высокая, низкая или нормальная), но и понять, какие именно недостатки в работе голосового аппарата являются причиной ее нарушения. Т. е. задача не ограничивается лишь выделением основной частоты, что относится к понятию о звуковысотном слухе, а намного шире. Специфика вокального слуха в оценке качества вокальной интонации заключается в том, что выделение основного тона происходит из тембра именно певческого голоса, а, как показали наши исследования (5.2), ребенку для полноценного звуковысотного восприятия далеко не безразлично, каков спектральный состав звука.
Вокальный слух оценивает динамический диапазон голоса, нюансировку в процессе исполнения вокальных произведений. Он помогает установить придел р или f, за которым начинается фарсировка, разрушающая все самые ценные качества тембра. А этот динамический предел для каждого певца или певческого коллектива — понятие относительное.
К основной функции вокального слуха относится оценка тембра певческого голоса, с точки зрения способа его производства.
К восприятию основных характеристик тембра относятся: регистр голоса (фальцетный, грудной, смешанный); плавность регистровых переходов при смене высоты тона; звонкость и полетность голоса; степень свободы или напряженности звучания; наличие вибрато (нормального, анормального) или его отсутствие; вокальная позиция (близкая либо слишком глубокая); способ артикуляции (на улыбке или вытянутыми округлыми губами); ровное или «пестрое» звучание гласных и т. п.
Таким образом, к функции вокального слуха относится не только функция музыкального (звуковысотного, динамического, тембрового и пр.) слуха, но и фонетического, тоже тембрового по своей природе.
Как уже было отмечено, развитие вокального слуха у детей начинается от самого рождения в связи с интонационным и фонетическим освоением речи. Вот почему даже необученные пению дети с 4-летнего возраста, не говоря уже о младших школьниках, довольно четко различают на слух, что такое легкий или более густой по тембру звук голоса; есть ли в голосе вибрато и какое оно по качеству; близкая или далекая вокальная позиция; звонкий или незвонкий голос; напряженный или свободный он; округлый или плоский получился звук; ровно ли по тембру звучат гласные; постепенно ли по всему диапазону менялся тембр или скачком.
Учителю остается только дать толкование этим слуховым ощущениям детей. Сделать их вокально-слуховое восприятие осознанным.
Систематический анализ звучания певческого голоса приводит к развитию у детей очень тонких вокально-слуховых дифференцировок в вышеуказанном направлении, а также является кратчайшим путем к собственному воспроизведению правильного певческого звука.
Поскольку в восприятии голоса участвует не только слух человека, но и целый комплекс других органов чувств (В. П. Морозов, 1965), в процессе вокальной работы учителя обычно прибегают к определенной терминологии, помогающей воздействовать на воображение детей и стимулировать их слуховые, осязательные и тактильные ощущения на основе различных образных сравнений и ассоциаций.