Но успех работы пропагандиста зависит и от исходных, начальных потребностей аудитории в той или иной истине. Как гласит восточная пословица, ученик должен быть готов для своего учителя.
С точки зрения обыденного сознания можно было бы предполагать, что чем меньше человек знает о каком-либо предмете, то больше он будет стремиться узнать о нем. Однако специальные исследования показали, что дело обстоит далеко не так. Потребность в разъяснении того или иного вопроса у наименее подготовленных слушателей не растет, а падает, и чем меньше человек знает о каком-либо явлении, тем меньше он о нем хочет знать (см.: 68. С. 130).
Большинство людей чаще всего хорошо принимают только те сведения, которые согласуются с их установками, усвоенными в ходе предшествующего опыта жизни. Хорошо известно, что лекции о вреде курения и потребления алкоголя, равно как и статьи, передачи по радио и телевидению на эту тему, находят наибольший отклик именно у некурящих и непьющих, и только незначительная часть подобной информации доходит до тех, для кого она, собственно, и предназначается. Аналогичная картина наблюдалась и в настоящее время, например, в отношении известной воскресной образовательной передачи «Музыкальные вечера для юношества». По данным проводимых автором этих строк опросов, передача положительно оценивалась взрослыми — родителями и учителями, и достаточно индифферентно многими старшеклассниками и подростками, т. е. именно теми, кому она непосредственно адресовалась.
Какими же могут быть конкретные приемы и методы, с помощью которых можно было бы пробуждать у потенциальных слушателей интерес и любовь к музыке?
Звенья коммуникативного акта
Современная теория коммуникативного воздействия исходит из формулы американского психолога Г.Д. Лассуэлла, включающей следующие звенья: кто говорит; что говорит; с помощью каких средств; к кому обращается и с каким результатом. По существу, все имеющиеся исследования в области пропаганды так или иначе посвящены перечисленным звеньям комму никативного процесса, которые к настоящему времени изучены достаточно полно (см.: 195).
Поговорим об этих звеньях немного подробнее. Какими качествами должен обладать тот, кто говорит, в частности, тот, кто говорит о музыке? Ораторское мастерство — это само собой разумеющееся требование, и желающих просветиться в этом вопросе отправляем к великолепной книге Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» (83).
Музыканту-пропагандисту важно иметь у себя положительную «Я-концепцию», под которой понимается совокупность представлений человека о самом себе. Лица с положительной «Я-концепции» придерживаются высокой самооценки, которая формируется в результате воспитания и соответствующего жизненного опыта. Они обладают «твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости» (23. С. 308).
Как показали исследования, уровень знаний учащихся у педагогов с положительной «Я-концепцией» выше по сравнению с теми, чья «Я-концепция» негативна. Поэтому подход к слушательской аудитории с оптимистической гипотезой, залог успеха обращения хмузыкантом-пропагандистом потенциальных любителей музыки в свою веру.