Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.99

Таким образом, определенный способ артикуляции помогает нахождению близкой вокальной позиции, т. е. ощущения резонирования маски, что является надежным признаком правильной работы гортани.

Тип гласного, конечно, определенным образом оказывает обратный акустический эффект на работу источника звука, но в большей мере имеет значение способ артикуляции, который выбирается в зависимости от индивидуальных особенностей данного голоса и конкретной методической задачи.

Если нивелировка переднего уклада гласных осуществляется, главным образом, за счет губ, то заднего их уклада — за счет стабилизации положения гортани.

Л. Б. Дмитриев в своих фундаментальных исследованиях голосообразования у певцов большое внимание уделяет вопросу о положении гортани в пении. О том, что при пении нельзя менять положение гортани, было известно давно. Однако на протяжении долгого времени велись споры о том, какой уровень должна занимать гортань пев1ца в процессе фонации: низкий или высокий. Л. Б. Дмитриев1 впервые приходит к выводу о том, что гортань устанавливается в постоянном для всех гласных и всего диапазона положении, но индивидуально для каждого певца и в зависимости от типа голоса: для высоких голосов гортань занимает относительно высокое положение, а для низких — низкое. Это в полной мере относится и к детским голосам.

Способ артикуляции гласных в большей мере, чем сами гласные, способствует нахождению той или иной позиции гортани. При артикуляции на улыбке гортань поднимается, а при округлении губ и широком открытии рта — опускается. В первом случае голосовые складки работают в более тонком режиме, голос звучит легче, светлее, ближе к фальцет-ному, а во втором — наоборот.

Единство положения гортани вырабатывается в процессе постановки голоса и поиска определенного типа тембрового звучания, когда педагог требует петь разные гласные в позиции какого-то одного гласного при едином способе артику. ляции.

Таким образом, тип гласного и способ артикуляции, т. е. положение гортани и расположение артикуляционных органов в процессе фонации создают определенные условия для работы гортани, а следовательно, для формирования начального тембра голоса ученика.

5.5.5. Эмоциональный настрой

Из практики вокальной работы с детьми нами было замечено, что эмоциональное настроение ребенка, связанное с художественным образом исполняемого произведения, отражается на окраске тембра его голоса. Веселое или ласковое настроение песни само настраивает голос на более светлое его звучание, т. е. ближе к фальцетному, и, напротив, грустная или суровая по характеру песня невольно будет способствовать появлению более грудного оттенка в звучании голоса.

Чтобы убедиться в этом, мы предложили детям спеть две песни, противоположные по своему эмоциональному содержанию: 1 «До чего же хорошо кругом», композитора И. Дунаевского; 2 «Песня о пограничнике», музыка С. Богословского.

Обе песни изложены примерно в одинаковых тесситурных условиях и были исполнены одними и теми же детьми.

Запись звучания их голосов производилась на пленку в студийных условиях. Интегральный спектроанализатор позволил нам сделать сравнительный анализ полученных результатов.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒