Система детского музыкального воспитания Карда ОРФА стр.23

Не могу не сказать несколько слов еще об одном замечательном педагоге института — доценте Барбаре Хазельбах, танцовщице, ритмистке, музыканте и методисте. Ее уроки отданы движению: технике и выразительности тела, импровизации движений, ритмическим постановкам, старинным танцам. Но было бы неверным считать, что они посвящены только движению, ибо эти занятия носят синтетический характер и включают, как и другие дисциплины «орфовского цикла», инструментальную и вокальную музыкально-ритмическую импровизацию. Хазельбах даровита, блистательно даровита, как выражаются французы, jusqu’au bout de doigts, до кончика пальцев. Это сказывается и в ее показе движений — пластичных, скульптурно и музыкально выразительных; и в той неиссякаемой фантазии, с какой она из простейших элементов создает музыкально-ритмические построения; и в манере, в какой она проводит занятия, и в том, как тонко и умно анализирует педагогическую работу студентов-практикантов…

воображаемый урок

Выше я рассказал об одном из уроков в школе для умственно отсталых детей. Мы присутствовали на многих занятиях с детьми и в орфовском институте. Можно, конечно, и их описать… Но не пойти ли по более плодотворному пути, по пути своеобразного обобщения, выделив на основе увиденного и услышанного черты, одинаково свойственные всем этим занятиям, попытаться придумать типичный урок? Такого урока, разумеется, не было, но он вполне правдоподобен — он мог бы быть.

Итак, пофантазируем. Прошло некоторое время. В одной из общеобразовательных школ вот уже несколько лет проводятся занятия, опирающиеся на принципы «Шульверка». Мы на уроке в одном из младших классов, ученики которого с первого дня обучения в школе музицировали и импровизировали по орфовской методике.

Учитель предлагает совместными силами сочинить забавную трехголосную песенку на заданный текст.

— Этот незатейливый, потешный текст,— говорит он,— я вычитал в одном из старых русских сборников. Я внес в него только повторы. Шутка, как увидите, создается очень простой игрой слов:

Шесть пар черных сапог,

Шесть пар черных сапог,

Потерял одну, остался без двух,

Потерял одну, остался без двух!

Шесть пар черных сапог,

Шесть пар черных сапог! 1

Прежде всего придумайте, как произнести слова в определенном ритме и темпе.

Один из мальчиков, Володя, сделал это так:

— Можно, конечно, произнести и так,— говорит учитель,— как предлагают Володя, Ира или Таня… Но ведь слова шутливые, а говорите вы их вяло, тяжеловесно. У Тани, может быть, они звучат быстрее, но середина песни, там где шутка, и у нее такая же малоподвижная. Надо так сочинить, чтобы с первого слова было понятно: мы говорим что-то веселое, легкое, быстрое… К тому же попробуем ограничить себя: пусть размер на протяжении всей песенки не меняется.

Поиски продолжаются… Выбирается самое удачное:

Этот вариант вызывает одобрение ребят. Мм сдается, что они сами нашли эту ритмизацию, хотя многое было тактично и незаметно подсказано (но не показано!) педагогом. Но восторженный эмоциональный отклик повлек за собой возбуждение и громкое скандирование текста.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒