— Вот шутка снова исчезла,— говорит педагог.■— Теперь уже потому, что говорите вы forte, громко, кричите. А вы попробуйте это сделать тихохонько и вместе с тем подчеркнуто и внятно.. . Вот-вот, вот так. . . Наконец-то! Теперь помолчим, и пусть ладоши так же тихо и остро прохлопают этот ритм.. . Нет, нет, не так тяжеловесно, a piano и отрывисто… Хорошо! Пришло время записать. Кто возьмется?
Под тихие, но маркированные хлопки Костя «ритмизует» мелом, оставляя на длинной классной доске следы-точки и пропуская большее пространство на длинные ноты и паузы. Теперь предлагается трансформировать точечную запись в метро-ритмическую. В одном случае он ошибается: превращает шестнадцатые в восьмые. Но педагог не указывает на ошибку и не исправляет запись. Призвав класс к полной сосредоточенности, он просит ребят прохлопать в ладоши именно так, как записано на доске, а Костю — следить за своей записью. Мальчик замечает ошибку и вносит исправление. ..
Начинается следующий этап: придумывается ритм нижнего голоса («баса») на какие-либо сочиненные детьми относительно тяжелые и относительно легкие слоги. Решили, что тяжелее будет звучать слог «ра», а легче — «ле», и после обсуждения и споров остановились на таком ритмическом и артикуляционном варианте «баса»:
После того как один из учеников подписал этот голос под «мелодию», класс, разделенный на две группы, одновременно исполняет оба голоса. Теперь вводится «инструментовка»: одни дети произносят «шесть пар…», другие негромко отхлопывают этот ритм в ладоши, третьи декламируют «ра-ле-ра», четвертые отмечают басовый голос тихим притопыванием. И все это — легко и исполнительски выразительно.
— Пришло время,— говорит руководитель,— сочинить средний голос. Он должен быть не только в том же характере, что и остальные голоса, но — условимся — содержать что-то от «мелодии», а что-то от «баса», словом, «сделан» из того же материала. Этот голос должен придать нашему сочинению еще большую шутливость и веселость.
Под общее исполнение уже сочиненной ритмо-декламации наиболее активные ребята пытаются сымпровизировать нужный голос.
Но все их придумки только утяжеляют песенку. Тогда педагог напоминает фигуру, с которой дети встречались уже в другой пьесе:
Подсказка быстро воспринята, творчески переосмыслена детьми, и в конце концов средний голос принимает такой вид:
После того как трехголосная ритмизованная декламация исполнена, педагог советует сочинить вступление, воспользовавшись, само собой разумеется, тем, что уже сделано, и ограничив себя уже имеющимся материалом. Снова реплики, споры, замечания. В конце концов принято чье-то предложение— к нему привели направляющие указания педагога — не сочинять ничего нового, а просто-напросто исполнить как вступление один лишь средний голос.
Вот к чему привела работа ребят:
Воображаемый урок закончен. Что произойдет дальше, на следующем занятии? Возможен такой путь: дети мелодизи-руют верхний голос, ритм которого уже сочинен; подбирают созданную мелодию на ксилофонах и металлофонах; на низком ксилофоне находят соответствующий звук для басового голоса; дублируют на маленьком барабанчике средний голос… А может быть, в данном случае уместнее ограничиться лишь речевой полифонией и немелодическими ударными инструментами. ..