КРАТКИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
Наша делегация пришла к выводу, что орфовская методика (в ряде своих общих положений она близка тому, что предлагалось нашими крупнейшими музыкантами-просветителями Б. JI. Яворским и Б. В. Асафьевым в начале и середине 20-х гг.1) могла бы быть широко использована в детских садах, общеобразовательных школах и наряду с другими формами работы в музыкальных школах разного типа. Отдельные же приемы орфовцев (в их числе совмещение относительной и абсолютной сольмизации, развитие творческой фантазии и навыков импровизации, воспитание музыкально-ритмического чувства и многое другое) следовало бы внедрить в программу профессиональных учебных заведений.
Однако для того, чтобы осуществить это, необходима серь езная предварительная подготовка. Она должна заключаться в следующем:
во-первых, подобно тому как созданы французский, английский, канадский, шведский, испанский, японский и другие национальные варианты «Шульверка», нужно создать нашу версию этого пособия, которая опиралась бы на русский музыкальный фольклор и на музыку других народов Советского Союза;
во-вторых, надо продолжать, развивать и расширять начатую в Ленинграде экспериментальную работу по орфовской методике, а для этого — прежде всего получить несколько комплектов орфовских инструментов (которые смогут, конечно, ^последствии изготовляться и у нас);
/ в-третьих, чрезвычайно желательно послать двух-трех мо-/лодых музыкантов, интересующихся музыкальной педагогикой, для стажировки в Институт Орфа;
в-четвертых, нужно опубликовать сборник статей Орфа и его сотрудников, который дал бы возможность широким педагогическим кругам ознакомиться с орфовской системой музы-кально-воспитательской работы.1
Труднее всего, конечно, осуществить первую из этих задач. Незадолго до нашего отъезда мы беседовали по этому поводу с Орфом.
— А не поступить ли,— сказал он нам,— для начала так. Вы присылаете нам русские народные песни и танцы, в том числе детские, а мы с Г. Кеетман попробуем — в духе Мусоргского— обработать некоторые из них для детского музицирования. Затем присылаем написанное вам для ознакомления и критического обсуждения. Вы же, со своей стороны, присылаете нам, в институт, с той же целью ваши обработки…
Нам кажется, что такие творческие контакты с Орфом и его институтом могли бы оказаться плодотворными…
К. ОРФ
«ШУЛЬВЕРК». ИТОГИ И ЗАДАЧИ
Что такое «Шульверк»? Каковы его цели? Это, пожалуй, легче всего объяснить, обратившись к истории его возникновения. Если бросить взгляд в прошлое и вспомнить, как создавался «Шульверк», то его можно сравнить с дикорастущим растением. Для меня, страстного садовода, такое сравнение особенно близко. Подобно тому как растения приживаются там, где находят подходящую почву и где они необходимы, так и создание «Шульверка» обусловлено идеями, которые были выдвинуты временем и обрели в моей работе соответствующую почву для своего развития. «Шульверк» возник не по заранее намеченному плану (я не смог бы придумать такой далеко идущий план), а вызван необходимостью, на которую я обратил внимание и которую понял. Известно, что дикорастущие развиваются гораздо интенсивнее, чем те растения, которые разводят по определеннрм^» плану и которые часто хиреют и приносят разочарорайие.