Система детского музыкального воспитания Карда ОРФА стр.27

В лице мюнхенского фортепианного мастера Карла Маен-длера, ставшего популярным в начале века благодаря воссозданию чембало, я нашел человека, который любил экспериментировать и заинтересовался моими идеями. Сконструированные им новые формы ксилофонов и металлофонов, известные сегодня всему миру, внесли в наш инструментальный ансамбль ни с чем не сравнимое и ничем не заменимое звучание; вместе с глокеншпилями они создали его основу. Эти инструменты строились в сопрановом, альтовом, теноровом и басовом регистрах. Наряду с штабшпилями был использован еще один мелодический инструмент — флейта. Она принадлежит к самым старым мелодическим инструментам, можно сказать, к древнейшим. После различных опытов с экзотическими типами флейт я остановился на блокфлейте, которая до того была известна только как музейный экспонат. Благодаря содействию и помощи моего друга Курта Закса, в то время директора знаменитого Берлинского собрания инструментов, я получил квартет блокфлейт, построенный по старым образцам (сопрановую, альтовую, теноровую и басовую флейты). Кроме литавр и низких штабшпилей в нашем ансамбле в качестве басовых инструментов использовались и струнные (виолончели и всякого рода фидели и гамбы), предназначенные для исполнения выдержанных квинт и бурдон-ного сопровождения. Гитары и лютни составляли группу щипковых инструментов. Так завершилась разработка инструментария для Гюнтершуле.

Стало ясно, что для такого инструментария необходимо заново создать музыку или же обработать и переложить уже имеющуюся. Здесь прежде всего возник вопрос об использовании отечественного и иностранного фольклора. Моя педагогическая идея заключалась вот в чем: подвести учеников к тому, чтобы они могли сами сочинять музыку и сопровождение к движению, хотя бы в самой скромной форме. Характер музыки для этих инструментов рождался из самой игры на них. Возникшая на этой основе импровизационная техника имела важное значение. Эти импровизационные упражнения позволяли ученику непосредственно проявить себя в музыке.

В 1930 году было опубликовано первое издание «Шульверка». Во вступлении к первому, основному тому, носившему название «Ритмико-мелодические упражнения», сказано: «При помощи элементарных музыкальных упражнений «Шульверк» стремится подвести к истокам музыки и к ее первоначальным формам». Фриц Рейш в своем предисловии добавил к этому: «Музыкальные примеры ритмико-мелодических упражнений являются, собственно говоря, «примитивной музыкой»; благодаря игровому и танцевальному характеру они легко до ступны и тем, кто мало искушен в музыке. Как всякая подлинно народная музыка, и эта музыка связана еще с движением; это означает, что единство между голосом, звукоизвле-чением на инструменте и движением, возникшее из естественной потребности проявить себя, в ней еще не нарушено. Ритм — первоначальная организующая сила — в примитивнейшей форме может быть выражен в хлопках, притопах и шагах. Мелодия связана с дыханием». И далее: «В духе сказанного и должно быть построено современное музыкальное воспитание, если оно стремится ответить требованиям времени». Вскоре вышли последующие выпуски «Шульверка»: «Упражнения для ударных инструментов и бубна», «Упражнения для литавр», «Упражнения для штабшпилей», «Упражнения для блокфлейт», а также танцевальные и игровые пьесы для различных инструментальных составов. Моя ученица и постоянная сотрудница Гунильд Кеетман с самого начала принимала большое участие в разработке инструментария и в составлении названных выпусков «Шульверка». Участвовали в этой работе и мои тогдашние ассистенты по Гюнтершуле — Ганс Бергезе и Вильгельм Твиттенгоф.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒