Система детского музыкального воспитания Карда ОРФА стр.32

В последние годы много писали о «Шульверке» внутри страны и за рубежом; появилась огромная литература. «Шульверк» цитируется почти в любой специальной музыкальнопедагогической работе. Появились, однако, всякие «Продолжения», «Дополнения», «Улучшения», «Переработки», «Приложения к орфовскому Шульверку» и тому подобное — много плевел и, к сожалению, мало хорошего. Так называемые инструменты Орфа распространены теперь, правда, во многих школах, но было бы ошибкой сделать отсюда вывод, что работа по «Шульверку» заняла в этих школах подобающее ей место. Инструменты часто используются совершенно неправильно, и это приносит скорее вред, чем пользу.

Из года в год во многих местах проводится большое количество методических курсов по «Шульверку» для педагогов. Обучение по «Шульверку» ведется в общеобразовательных школах, в хоровых и музыкальных школах для юношества, в гимнастических и танцевальных школах и на частных курсах. Все эти усилия достойны похвалы, но они еще не меняют

К. Орф

В. Келлер и К. Орф

Г. Кеетман

Инструменты, используемые на занятиях общего положения: «Шульверк» до сих пор не занял Места там, где должен был его занять, где может оказать наибольшее воздействие и где имеются возможности непрерывно продолжать обучение и использовать различные взаимосвязи. Этим местом является общеобразовательная школа, и тут мы подошли к нашей основной теме: «Шульверк Орфа в школе». «Музыка для детей» принадлежит школе.

Не будучи профессионалом, я не чувствую себя вправе говорить о школьных проблемах и реформах, о которых сегодня так много спорят во всем мире. Поэтому я хотел бы изложить свои мысли образно. Это позволит мне отойти от конкретной формы их выражения и вместе с тем приведет к полной ясности. Еще раз осмелюсь использовать сравнение с природой: элементарная музыка, слово и движение, игры и все, что будит и развивает духовные силы, создают основу для развития личности, основу, без которой мы придем к душевной опустошенности.

Когда же наступает в природе опустошение? Когда в той или иной местности проводится односторонняя эксплуатация, когда чрезмерной культивизацией нарушается созданное природой водное хозяйство, когда в угоду всяким чертежам и проектам в утилитарных целях приносятся в жертву леса и кустарники, короче говоря, когда одностороннее вмешательство нарушает равновесие в природе. Точно так же — я еще раз хотел бы это сказать — мы придем к душевной опустошенности, если человек отойдет от элементарного и — в силу односторонности воспитания—утратит свое равновесие.

В природе лишь на удобренной почве возможно произрастание: элементарная музыка, подобно такой почве, раскрепощает силы ребенка, которые в ином случае не расцветут. Следует подчеркнуть, что элементарная музыка в школе должна быть не чем-то дополнительным, а основополагающим. Речь идет при этом не только о музыкальном воспитании как таковом, но и о формировании человеческой личности: в учебной работе это выходит далеко за рамки так называемых уроков музыки и пения. Фантазию и способность к переживанию следует развивать в раннем возрасте. Все, что ребенок переживает, все, что в нем разбужено и воспитано, скажется на протяжении всей его жизни. Никогда не утратит он то, что было заложено в эти годы, никогда впоследствии не проявит интереса к тому, что в нем не было развито. Еще существуют сегодня «немые школы», в которых никогда не звучит песня и плохо обучают музыке. И это вызывает беспокойство.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒