Итак, выдвигается ясное требование: элементарная музыка должна стать стержнем педагогического образования, а не быть одним из предметов среди многих других. Для реализации этого требования и для его последующего воздействия на
Школы может пройти несколько десятилетий. Я обстоятельно обсуждал это требование с нашими и зарубежными видными педагогами и пытался выяснить возможности для его осуществления. Отсюда дорога поведет дальше, но это дальняя дорога.
Элементарной музыкой может овладеть каждый, и она обязательна и необходима для тех, кто хочет посвятить себя профессии учителя, особенно в начальной школе. Тот, кто не овладеет элементарной музыкой, тот, для кого она останется чуждой, не сможет стать учителем молодого поколения, так как ему будет недоставать важной предпосылки для этого. Лишь тогда, когда в начальной школе будет заложен фундамент, можно будет построить успешное музыкальное обучение в средних и старших классах…
Здесь, в институте, мы все время продолжаем нашу работу, накапливаем опыт и производим эксперименты: и все же «Шульверк» в целом представляется нам настолько законченным и проверенным, что с ним можно считаться, как с чем-то уже установившимся. Однако он построен так, что имеющийся материал может быть многообразно разработан. Со всей скромностью, но с глубоким убеждением я хотел бы закончить словами Шиллера: «Все, что от меня зависело, я выполнил…»
В. КЕЛЛЕР
ВВЕДЕНИЕ В «МУЗЫКУ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ
Своим «Шульверком» Карл Орф вносит музыкальный вклад в современное общее воспитание, не требуя предварительно от учеников ни особых музыкальных способностей, ни подготовки. Вместе с тем «Шульверк» не только не ограничивает развитие подлинно талантливых детей, но, благодаря разнообразию заданий, предоставляет им простор для того, чтобы проявить и испытать свои способности, и не лишает их возможности выказать свою музыкальную активность с детской непосредственностью. «Шульверк», если использовать его правильно, ставит перед всеми учениками, способными и менее способными, задачи, нужные для тех и других, так, чтобы никто из детей не чувствовал, что ему оказывают предпочтение или отодвигают на второй план. Однако подлинная цель «Шульверка» — вызвать радость; ту радость, которая возникает при плодотворном взаимодействии индивидуальных и коллективных творческих проявлений. В этом смысле задачи, связанные с творчеством, воспроизведением и слушанием музыки, не должны расчленяться на различные, друг от друга разобщенные разделы работы; их следует ставить перед всеми участвующими в работе детьми, ставить в единстве. «Шульверк» Орфа — не методика, а скорее — путеводитель. Все методические соображения, которые высказываются в дальнейшем, опираются на приведенные выше основные принципы и указывают лишь некоторые пути среди многих возможных. Поэтому все, что предлагается, можно изменить применительно к конкретным условиям.
«Шульверк» Орфа прежде всего предназначен для работы с группами; правда, в пьесах имеются индивидуальные упражнения и сольные задания, но при этом не имеются в виду «солисты», которые заставляют всех остальных музицирующих лишь аккомпанировать господствующему голосу. Самая маленькая группа состоит из двух участников, каждый из которых принимает равноправное участие в воспроизведе нии или импровизационном оформлении пьесы. Максимальное количество участников группы установить невозможно; оно зависит от числа имеющихся инструментов, от возможностей помещения и от ряда других обстоятельств; таким образом, величина группы определяется не абсолютно, а относительно. В дальнейшем мы покажем, что можно работать и с маленькими и с большими группами, если считаться со звучностью определенного инструментального состава и соблюдать динамические градации. Переполнение школьных классов, на которое часто (и обоснованно!) жалуются учителя, не может служить помехой для музицирования по «Шульверку» Орфа. Но соблюсти одно предварительное условие необходимо — помещение должно предоставлять возможность музицирующим свободно двигаться, то есть хлопать, топать, играть на инструментах и даже танцевать всей группой. При строительстве новых школ следует поэтому наряду со спортивным залом предусмотреть специальное помещение для занятий музыкой и движением, которое соответствовало бы этим требованиям. Если же такого помещения нет, можно использовать спортивный зал или зал для общественных собраний, в крайнем случае — классную комнату, в которой на время музыкальных занятий следует освободить возможно больше места.