В упражнениях по дирижированию должны принимать участие все ученики, с тем, чтобы в конце концов каждый из них мог взять на себя роль дирижера. Для основных тактовых размеров мы используем общепринятые схемы дирижирования, которые, как и в управлении хором, выполняются зеркально двумя руками (без палочек):
В исходном положении руки подняты вверх (верхняя часть руки почти на высоте плеча, но плечи не подымать!), предплечье повернуто вовнутрь (так, чтобы руки почти соприкасались), пальцы сомкнуты (как если бы руки держали чайные чашки), тыльная часть руки повернута кверху (такое положение руки должно сохраняться и при дирижировании, то есть тыльная часть руки не должна переворачиваться).
При дирижировании запястье должно быть свободным, а пальцы — сомкнутыми (руки не должны напрягаться). Несколько выше середины туловища следует представить себе плоскость, по которой эластично ударяют опускающиеся руки. При этом дирижировать следует в направлении от корпуса (ни в коем случае не в трусливой, оборонительной позе), слегка наклоняясь скорее вперед, чем назад. Каждый поворот дирижерского жеста (см. приведенные выше графические изображения) сопровождается небольшим пружинистым движением запястья. Если пьеса начинается с сильной тактовой доли, дирижер подготавливает вступление затактовым движением (см. прим. 11). Если пьеса начинается с затакта, равного одной метрической доле, перед вступлением должна быть показана доля такта (см. прим. 12). Если пьеса начинается с длительности равной части метрической доли, то основную долю, которая оказывается раздробленной, отмечают энергичным движением (см. прим. 13).
Для того чтобы показать окончание пьесы или ее части, лучше всего на последней доле сделать эластичное кругообразное движение в наружную сторону с тем, чтобы принять затем исходную позицию. Учителю настоятельно рекомендуется дополнить приведенные здесь лишь в самых общих чертах указания по технике дирижирования, обратившись к пособию по хоровому дирижированию, или, что еще лучше, восполнив свое образование обучением хоровому дирижированию. Это позволит ему не только правильно руководить группой музицирующих детей, но и преподать им основы дирижирования, а также контролировать и исправлять их дирижерские технические навыки.
хлопки
Хлопки также требуют тренировки и их нужно разучивать. Удар в ладоши должен быть упругим, дыхание — правильным. В начале хлопки лучше всего проводить стоя; руки перед хлопком должны быть свободны, а самый удар — легким и мягким. Замах может быть двусторонним по диагонали (правая рука сверху справа ударяет вниз влево, левая рука — снизу вправо вверх) или односторонним (одна рука ударяет по спокойно подставленной ладони другой). Осанка должна быть как при дирижировании свободной, ненапряженной, самый хлопок выполняться с минимальной затратой силы.
Хлопки отличаются друг от друга. Это отличие обусловлено двумя моментами: формой, которую принимают ладони, и характером удара. При хлопке горстью ладони принимают форму чаши, ударяют так, чтобы между ними образовалось полое пространство, и воспроизводят благодаря этому «глухой» звук.