Система детского музыкального воспитания Карда ОРФА стр.36

При хлопке плоской ладонью пальцы остаются вытянутыми; рекомендуется односторонний хлопок правой руки по ладони левой; ладонь эту можно ударять в разных местах: хлопок по середине или возле пальцев звучит иначе, чем хлопок по запястью или у края кисти. Всевозможные варианты хлопков следует испробовать и поупражняться в них.

Надо использовать различные динамические градации звучания, прежде всего — переходы от piano к forte, и наоборот (а также crescendo, decrescendo). Piano важнее, чем forte, так как тихие хлопки приучают прислушиваться друг к другу и одновременно чутко различать тонкости звуковых красок.

Однако тихие хлопки не должны приводить к ритмическим неточностям, как это часто бывает из-за неверного отношения к piano: piano вовсе не означает ослабления собранности! Энергия, прежде всего ритмическая, должна присутствовать и при самом нежном звукоизвлечении! (Эти основные правила относятся к любой работе на любом инструменте, независимо от его характера),

ШЛЕПКИ

Под «шлепками» мы понимаем удары плоскими ладонями по бедрам. Шлепки дают новую звуковую краску и могут применяться как сами по себе, так и чередуясь с хлопками и притопами. Как и всегда во время музицирования, корпус должен быть свободным и вместе с тем «готовым к прыжку». Шлепки можно выполнять как сидя, так и стоя.

ЩЕЛКАНИЕ ПАЛЬЦАМИ

В каждой группе можно найти ребят, умеющих щелкать пальцами; некоторые могут этому научиться тотчас же, но не все, так как не каждая рука пригодна для этого. Важно, чтобы щелкание пальцами выполнялось без напряжения, свободно и бойко.

ПРИТОПЫ

Топать можно сидя и стоя. Лучше всего слегка приподнять голень и ударять ногой по полу, что можно выполнить с большей или меньшей силой. После удара нога должна оставаться на полу (вначале дети обычно подымают ногу после удара и остаются в беспомощной позе). Наряду с притопами всей ногой можно и должно проводить и другие упражнения: удары носком (пятка остается на полу) или пяткой (носок остается на полу).

ТРЕЩОТКА

Трещотка состоит из полого корпуса, в котором содержится подвижный материал. При сотрясении или ударе по корпусу раздается треск; отсюда и название этого инструмента. Трещотку может сделать каждый ученик. Для этого надо наполнить песком, мелкими камушками, дробью, рисом или другим материалом жестяную или деревянную коробку, картонку, скорлупу кокосового ореха или тыквы (сколько именно всыпать материала, это нетрудно определить, обратившись к пробам звучания). Инструмент следует держать в руке так, чтобы треск не приглушался.

ДЕРЕВЯННЫЙ БАРАБАН

Инструмент представляет собой небольшой деревянный палисандровый ящичек. Играют на нем палочками с деревянными, войлочными или резиновыми головками. Корпус инструмента лучше всего положить на соломенные валики или на какой-либо материал, который не приглушал бы звучность. Щель должна при этом находиться сбоку у верхней плоскости. Наилучшее место для удара — непосредственно над щелью. Деревянный барабан (он может быть разной величины) с его резким, светлым звуком следует использовать расчетливо, так как чрезмерное употребление может обесценить его звуковой эффект.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒