Система детского музыкального воспитания Карда ОРФА стр.37

ДЕРЕВЯННЫЕ ПАЛОЧКИ

Речь идет о двух палочках из хорошо звучащего дерева (бамбука, палисандра и т. п.), которые ударяют друг друга. Их следует держать так, чтобы большая часть палочки оставалась свободной, лучше всего — между указательным и большим пальцами. Можно также одну палочку положить на собранную в виде полого тела левую ладонь (вдоль вытянутых кончиков пальцев до запястья) и другой ударять по этой палочке, благодаря чему получается более интенсивное звучание.

Деревянные палочки, как и другие маленькие ударные инструменты, особенно хорошо использовать в подвижных играх.

КАСТАНЬЕТЫ

Эта древняя трещотка известна теперь прежде всего как испанский народный инструмент. Игрой на кастаньетах (каждая рука держит две раковины из твердого дерева, соединенных шнуром) сопровождают танец. Игра на такого рода кастаньетах требует особого мастерства. Мы же используем кастаньеты с рукояткой, к которой подвижно прикреплены деревянные раковины. Если требуется выполнить точный ритм и избежать нежелательных призвуков, рекомендуется взять только один инструмент в правую руку и ударять раковинами по ладони левой.

Кастаньеты с их пронзительным звуком следует употреблять расчетливо, чтобы не утомить слух.

ТАРЕЛОЧКИ И ТАРЕЛКИ

Тарелочки или тарелки — парный инструмент, состоящий из двух круглых металлических дисков или чашек, края которых вибрируют, середина же (большей частью выпуклая) остается в покое. К середине тарелки прикреплен ремень, за который ее держат… Самые маленькие по размеру тарелочки называются пальцевыми. Для детского музицирования созданы тарелки меньшего размера, чем те, которые используются в большом оркестре. Тарелки и тарелочки можно ударять друг о друга обеими руками. В партитуре такой способ звукоизвлечения обозначается -ib (удар двумя тарелками); другой способ звукоизвлечения — удар палочкой по висящей тарелке— обозначается знаком —. При ударе двумя тарелками они соприкасаются либо благодаря круговому движению рук снизу в наружную сторону (открытый удар тарелками), либо благодаря вертикальному движению вверх и вниз в противоположном направлении. Первый прием рекомендуется в тех случаях, когда ударом тарелок подчеркивают акцент или кульминационную точку; второй — там, где нужно сопровождать ударами аккомпанирующую фигуру или фигуру из нот короткой длительности и где необходимо более мягкое звучание. Ремни следует взять так, чтобы крепко держать тарелки за их середину; тогда они не будут производить неконтролируемых движений и не будут покачиваться. Ни одним из ударных инструментов так часто не злоупотребляют, как тарелками! Всюду начинать с игры piano — это наше требование в данном случае особенно важно!

Второй способ звукоизвлечения менее рискован: тарелка подвешивается к специальной подставке или ее высоко держат за ремень левой рукой; правая — ударяет палочкой с мягкой головкой возле края тарелки (либо металлической или деревянной палочкой по наружному краю тарелки). Тарелке, по которой ударили, можно дать прозвучать или прекратить звук, взявшись за ее край (в партитуре обозначается »/«). в зависимости от желательной продолжительности звучания. На больших тарелках можно воспроизвести шумовой эффект при помощи тремолирующих ударов двумя палочками с мягкими головками. Используя различные палочки, можно внести разнообразие в звучание. Можно краем одной тарелки ударять (осторожно!) по краю другой.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒