Пальцевые тарелочки надевают на большой и средний пальцы (таким образом, каждый музицирующий может играть на двух парах тарелочек) и легко ударяют ими друг о друга (особенно хорошо использовать в танцевальных движениях). Пальцевые тарелочки можно также держать за петли (разумеется, в каждой руке по одной тарелочке) и извлекать звук, сверху ударяя левую тарелочку краем правой (или наоборот).
ТРЕУГОЛЬНИК
Этот инструмент представляет собой изогнутый в виде треугольника металлический стержень; его подвешивают за один из углов ниткой, жильной струной или высоко держат в вися чем положении левой рукой; удар производят металлической палочкой. Тонкие палочки или палочки из мягкого металла (стальные иглы) позволяют извлечь при ударе соответственно более тонкий звук. И здесь пробы и вслушивания могут помочь отобрать пригодное от непригодного. Треугольники бывают разной величины. Звук треугольника обладает характерной особенностью: он «приспосабливается» к тембрам других инструментов, с которыми хорошо сливается. В сочетании с глокеншпилем, тарелками или другими инструментами звучание треугольника напоминает глокеншпиль, удар тарелок или тембр другого, одновременно с треугольником звучащего инструмента. Как правило, удар производится по горизонтальной стороне треугольника; в иных случаях можно ударять и по двум другим сторонам, главным образом тогда, когда нужно исполнить «тремоло» (быстрые удары по внутренним сторонам треугольника).
БАРАБАН НА РАМЕ
Барабаны на раме — односторонние барабаны: кожа натягивается с одной стороны деревянной рамы. Они бывают разной величины, с винтами, при помощи которых натягивается кожа, и без винтов. Барабанами без винтов пользоваться не рекомендуется, так как большей частью они бывают плохого качества и быстро портятся. В раму могут быть вделаны бубенчики (имеются иногда приспособления, позволяющие менять и вынимать бубенчики). Барабан с бубенчиками называется бубном, и следовало бы пользоваться этим названием вместо распространенного, но неправильного термина «тамбурин». На этих барабанах можно играть рукой или колотушкой; лишь в первом случае название «ручной барабан» оправдано, так как оно обозначает не самый инструмент, а способ звукоизвлечения. Необходимо знать важнейшие способы удара.
Обратим внимание на следующее: барабан надо держать левой рукой либо свободно на уровне середины туловища, либо крепко и тогда — высоко (край барабана и рука, которая его держит, находятся примерно на уровне глаз). Высоко держать барабан можно и сидя; первый же способ возможен только в стоячем положении, обеспечивающем необходимую свободу движений. Высокое положение барабана требует затраты большей силы (хотя по весу барабаны на раме сравнительно легки), ведет к более напряженной и концентрированной игре и используется прежде всего в тех местах, где ручной барабан играет ведущую роль и выступает на первый план (в примитивных культурах для сопровождения танцев он применяется лишь в этом высоком положении). Другое положение (на уровне середины туловища) удобнее и требует при ударе лишь большего противодействия со стороны левой руки для того, чтобы инструмент в руке не раскачивался слишком сильно, а тем более не болтался (так как это отражается на звучании и на ритмической точности удара).