Система детского музыкального воспитания Карда ОРФА стр.39

При игре на ручном барабане чаще всего ударяют по инструменту большим и тремя наружными пальцами. Если желательно имитировать удар твердой палочки, то большой и средний пальцы должны быть вытянуты: они как бы образуют две «палочки», используемые попеременно. Если же требуется более приглушенная звучность, можно ударять мягкой частью ладони или запястьем при отогнутых (разжатых) пальцах. Каждая рука имеет свои особенности, и исполнитель должен поэтому найти наилучшее, соответствующее его руке положение для разного рода ударов.

Очень важно найти те места удара по барабану, которые позволяют достигнуть нужных звуковых эффектов. Зоны у краев кожи дают наиболее сильно резонирующий звук. Деревянная основа барабана сама по себе резонирует, и поэтому можно ударять и по раме. (На хороших инструментах звук будет не хуже, чем при ударе по мембране.) И в этом случае, только испробовав резонансовые эффекты того или другого инструмента, можно найти наилучшее место для звукоизвлече-ния. Удар по середине кожи дает слабо резонирующие звуки; между серединой и краями — различного рода промежуточные звуковые краски, которые также следует использовать. Осознанно меняя места ударов от края и до середины барабана, можно достичь тонких звуковых различий и контрастов.

Мы различаем следующие виды ударов по барабану: удар пальцами, удар мягкой частью ладони, удар большим пальцем, малый переменный удар и большой переменный удар.

Удар пальцами может быть произведен либо вытянутыми пальцами, начиная от среднего, либо же свободными, веерообразно сложенными пальцами, начиная с мизинца. Удар происходит от взмаха всей руки; однако решающую роль играет кистевой сустав, который производит последний размах перед ударом.

Удар мягкой частью ладони может быть использован сам по себе, но чаще всего чередуется с ударами пальцев. При малом переменном ударе рука вытянута, большой палец отведен возможно дальше от среднего. Благодаря вращению предплечья после удара средними пальцами производится удар большим пальцем; ударяет он чуть дальше к середине барабана, однако все же у его внешнего края.

При малом переменном ударе лучше всего держать барабан высоко:

Этот способ — важнейший при исполнении быстрых ритмических фигур. Благодаря вращательному движению выбивается барабанная дробь— прекрасное упражнение для освобождения руки. Добиться этой дроби можно путем равномерного малого переменного удара, темп которого следует подготовить постепенно. Надо при этом стремиться к возможно более выровненной динамике при смене ударов средними пальцами и большим пальцем; иными словами, не следует допускать непреднамеренного различия в силе звука. Другим видом малого переменного удара является смена пальцевого удара и удара мягкой частью ладони. Однако такой способ звукоизвлечения влечет за собой смену места удара: мягкая часть ладони в силу необходимости вынуждена ударять несколько ближе к середине, чем пальцы. Этот вид игры требует уже известной сноровки, большей силы и не может опираться на одни лишь взмахи и вращательные движения. Поэтому описанный способ игры мы скорее применяли бы в варианте для двух рук, о котором речь впереди.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒