Система детского музыкального воспитания Карда ОРФА стр.60

Во II томе «Шульверка» приводятся примеры мажорных (шести- и семиступенные звукоряды) песен и пьес, построенных на бурдоне и на других ступенях. Наряду с музицированием в шести- и семиступенном звукорядах необходимо время от времени возвращаться к песням и упражнениям в пяти-ступенном звукоряде. Это вовсе не означает, что педагог делает шаг назад или топчется на одном месте. Напротив, такое возвращение к пройденному вызвано необходимостью закрепить навыки музицирования на первичных основах элементарной ритмики, мелодики и гармонии. К тому же возросшие знания и опыт открывают новые возможности и для творчества в пятиступенном звукоряде. Таким образом, сохраняются плодотворные связи между пятиступенным и семиступенным звукорядами, что предохраняет от опасности скатиться к традиционной манере.

Шести- и семиступенный звукоряды позволяют ввести новые формы сопровождения — параллельное движение второго голоса в терцию или в сексту, как, скажем, в следующем отрывке из «Колыбельной» (см. стр. 104).

В пятиступенном звукоряде такого рода второй голос был бы невозможен.

Богаче становятся и остинатные фигуры. Вот несколько примеров из раздела «Ostinati глокеншпилей»:

В примечаниях ко II тому «Шульверка» Орф пишет по поводу исполнения фигур ostinato следующее:

«Ostinato следует всегда играть подвижно и звучно, чтобы побудить учеников к мелодической импровизации. С другой стороны, возникшая мелодия должна соответствовать ostinato. Для того чтобы хорошо играть ostinato, нужно длительно упражняться; к тому же должна быть воспитана взаимная чуткость играющих ostinato и импровизирующих мелодию.

Чем меньше мелизматики в остинатном сопровождении, тем больше возможностей будет предоставлено для мелодической импровизации на основе такого ostinato.

Ostinato, обогащенные большим количеством мелизмов, не могут на первых порах быть использованы как основа для импровизации. Необходим большой опыт, обдумывание, развитое мелодическое чувство, чтобы избежать неподходящего перекрещивания голосов, бессодержательных параллелизмов и чтобы создать ясную и яркую мелодию. Поэтому на этом этапе работы игра такого рода ostinati может быть в известном смысле самоцелью.

Постепенно нарастающая и убывающая или же ступенчатая динамика способна придать такому ostinato законченную форму и оживить его. Кроме того, можно ввести импровизационное начало и в саму мелодию ostinato».

Вот один из примеров:

После того как введено ступеневое сопровождение, добавляются новые звуковые фактурные упражнения, прежде всего с использованием звучания трезвучий. Такая фактура образуется при параллельном движении голосов по звукам чистых трезвучий тональности. В отличие от «реального голосоведения», при котором избегается параллельное движение голосов, речь здесь идет об обогащенном в звуковом отношении одноголосии, встречающемся во многих элементарных формах у истоков многоголосного музицирования (как в высокоразвитых, так и в примитивных культурах). Удачным примером такого изложения может служить народная песня, помещенная в III томе «Шульверка» (приводятся один куплет и заключение):

⇐ вернуться назад | | далее ⇒