Блюз. Прошлое, настоящее и будущее… | Игра на гитаре руками

Какую бы музыку вы ни играли на своей гитаре, она произошла от блюза. Это история о том, как дельта-блюз повлиял на рок, панк и металл…

Автор статьи: Ed Mitchell Оригинал: Total Guitar №№186-187 (03.2009, 04.2009)

Кит Ричардс из Rolling Stones однажды сказал: «Если вы не знаете блюз… то нет никакого смысла брать гитару и играть рок-н-ролл или любую другую популярную музыку». И это правда. Без блюза не было бы ни рок-н-ролла, ни хард-рока, ни металла. Это означает, что не было бы Black Sabbath, AC/DC или The White Stripes; Джими Хендриксу и Эрику Клэптону пришлось бы найти себе нормальную работу; а журнал, который вы читаете, наверняка, даже не существовал бы… Что-ж, давайте последуем совету Кита и узнаем о блюзе побольше.

Чарли Паттон. Его песни о смерти, Сатане, преступлениях и сексе.

Корни блюза, как и у любого другого основанного на гитаре жанра музыки, относятся к Чарли Паттону (Charley Patton). Родился он в Миссисипи, известен как Отец Дельта-блюза и был настоящим американским засранцем (real american badass). В конце 60-х Джими Хендрикс поражал публику фестиваля игрой на гитаре за головой, а Паттон делал тоже самое в мелких забегаловках дельты Миссисипи в 20-х. Он падал на колени, вопил и орал выстукивая ритм на задней деке гитары, как на барабане и сводил слушателей с ума. Как обычно бывает с кантри-блюз гитаристами, Паттон был настоящим распиздяем. Он нажирался и укуривался в хлам, ходили слухи, что у него восемь жен и, что он выжил после того, как ему перерезали горло. После смерти Паттона в 1934 году, осталась большая коллекция его песен пропитаных историями о смерти, Сатане, преступлениях и сексе. Одни из его лучших песен называются: «Дьявол послал дождь» (Devil Sent The Rain Blues), «Слабый черный стон» (Mean Black Moan) и «Воруй и Хватай» (Snatch It And Grab It). Мрачная поэзия Паттона вдохновила начинающих блюзменов Дельты в 20-х и 30-х. Его стиль игры на гитаре стал стандартом для зарождающегося блюза. Паттон «щелкал» (pop) низкими Ми и Ля струнами с помощью большого пальца (несколько лет раньше фанк-басисты придумали эту технику) и использовал свой перочинный нож как слайд. Он первым использовал тяжёлый репетативный ритм, который лежит в основе всех величайших блюзовых записей, и, самое главное, повлиял на всех величайших кантри-блюз гитаристов.

Роберт Джонсон. Одна из двух подтверженных фотографий.

Роберт Джонсон был виртуозом. Даже через 70 лет после того, как Джонсон записал свои блюзы, его игра может поражать слушателей. Даже парни вроде Кита Ричардса полагали, что на записях Джонсона играют два гитариста, когда первый раз услышали их. «Он был как комета или метеор, который прилетает и БА-БАХ! Внезапно он повышает ставки», сказал Кит. «Внезапно тебе надо стремиться к большему».

Музыка Джонсона очень глубокая, она является абсолютной противоположностью «легкой» музыке. «Музыка мне очень не понравилась», рассказал о своих впечатлениях после первого прослушивания Джонсона Эрик Клэптон. «Он даже не пытается подсластить то, что говорит или играет. Это был хардкор… больше, чем всё, что я когда либо слышал. Только после нескольких прослушиваний я понял, что нашел учителя и, следуя примеру этого человека, я смогу добиться чего-то в жизни».

Большинство людей не слышали музыку Джонсона до начала 60-х, когда коллекция записей 1936-37 годов была выпущена впервые. Так случилось, что фольклор, сложившийся вокруг личности Джонсона, стал важной частью его статуса человека-легенды.

История рассказывает, что Роберт Джонсон продал свою душу дьяволу. Джонсон утверждал, что разочарованный отсутствием у себя способностей к гитаре, он пошел на перекрёсток и дождался там в полночь Сатану, у которого обменял свою бессмертную душу на талант. История подпитывалась рассказами других блюзменов о том как Джонсон может виртуозно играть ночь напролет. Кроме того, этот удивительный человек написал такие песни как «Цербер у меня на хвосте» (Hellhound On My Trail), «Блюз перекрёстка» (Cross Road Blues) и «Блюз для меня и Дьявола» (Me And The Devil Blues), которые поддержали слухи о его демонической сделке. Джонсон умер при загадочных обстоятельствах в 1938-м. Вероятно он был отравлен, а перед смертью, говорят, бегал на четырех лапах и завывал как собака. Влияние Джонсона можно заметить в Британских рок-группах начиная с 60-х: The Rolling Stones записали кавер на «Love In Vain» в альбоме «Let It Bleed»; Red Hot Chelli Peppers записали свою версию песни Джонсона «They’re Red Hot»; а Клэптон записал жёсткую версию «Cross Road Blues» с Cream в конце 60-х, и целый альбом песен Джонсона «Me And Mr Johnson» в 2004.

Мадди Уотерс. Без него не было бы Rolling Stones.

В 60-х блюз мутировал в хард-рок, этот процесс начался еще в 40-х, когда молодой последователь Джонсона по имени Мадди Уотерс (настоящее имя МакКинли Морганфилд) переехал из Дельты Миссисипи в Чикаго. Мадди изменил популярную музыку навсегда, когда забросил акустическую гитару и перешел к электричеству. На самом деле Мадди выбрал электичество потому, что хотел, чтобы его было слышно при выступлении перед шумной публикой в чикагских клубах, но, сам того не зная, он посеял семеня хард-рока и металла.

Мадди приезжал в Британию в ходе короткого тура в 1958 и поразил публику своей дикой игрой на гитаре и неукротимыми ритмами его группы. «Mannish Boy» и «I Just Want To Make Love To You» должен послушать каждый, кто интересуется историей раннего рока. «Я всегда хотел звук, как на ранних записях Мадди Уотерса, только громче» — признался Эрик Клэптон, и он лишь один из легиона привенженцев Уотерса. Когда Кит Ричардс столкнулся с Миком Джаггером в поезде на станции Дартфорд в графстве Кент в 1960, то заметил пачку альбомов в руках Джаггера. Один из этих альбомов был «The Best Of Muddy Waters». Кит спросил у Мика, где тот достал эту редкую пластинку. Двумя годами позже два друга, вместе с еще одним фанатом блюза Брайеном Джонсом решили создать группу, названную в честь хита Мадди 1950-го года «Rollin’ Stone».

Что бы ни играл Эрик Клэптон, за его музыкой стоит блюз.

Мадди Уотерс вдохновил целое поколение молодых гитаристов на игру электрического блюза, и величайшим из них был Эрик Клэптон. Начав с группой The Yardbirds (в этой группе, кроме него, начали свою карьеру Джимми Пэйдж и Джефф Бэк), Клэптон присоединился к John Mayall And The Bluesbreackers, чтобы записать альбом «Beano» в 1966, несомненно, лучший британский блюзовый альбом. Выступления Клэптона и его звук его гитары в таких композициях как Hideaway вдохоновили всех, начиная с Джо Перри из Aerosmith, Стиви Рэй Вона и даже молодежь вроде, Джонни Лэнга. В конце 60-х, Клэптон (напрягшись из-за приезда Джими Хендрикса в Британию) осваивал «громкий» блюз с группой Cream, группой, на которую блюз очень сильно повлиял, которая вознеслась до небес, поднявшись из праха The Yardbirds. Гитарист Джимми Пэйдж, основал The New Yardbirds до того, как сменил название на Led Zeppelin. Как и The Yardbirds, Led Zeppelin использовали классические блюзовые песни, например Холина Вульфа и Сонни Бой Вилльямсона, в качестве основы для своих тяжелых рок-риффов.

Джимми Пэйдж. Яркий представитель блюз-рок гитаристов.

Это был рассвет хард-рока и металла, но группы типа AC/DC и Black Sabbath осонавали свой долг перед такими блюзменами, как Роберт Джонсон, Сон Хаус и Мадди Уотерс: «Я слушал все разновидности блюза», сказал Томми Айомми из Black Sabbath. А басист Гизер Батлер заметил однажды, что Black Sabbath это просто тяжелая блюзовая группа: «Мы просто берем эти блюзовые корни и делаем их тяжелее».

Стиви Рэй Вон. Его крупнокалиберные струны дают полный звук.

Ангус Янг из AC/DC тоже выражает своё уважение блюзу: «С самого начала, AC/DC никогда не претендовала ни на что другое, кроме как быть обычной, без выкрутасов блюз-рок группой».

Блюз Роберта Джонсона, Чарли Паттона и Мадди Уотерса может звучать очень непохоже на металл, но музыка не может существовать без вдохновения. Передавшись через Black Sabbath, блюз дал основу современным металл-группам типа Clutch, Down and High On Fire и лучшим гитаристам в этом жанре. «Ты обязан знать как играть блюз» — пробасил монстр Закк Вайлд, а легенда группы Pantera Даймбэг Даррелл однажды признался, что он знакомился с блюзом когда рос в Техасе. «Это определенно мне передалось», сказал он.

Блюз переживает возрождение с тех пор, как белые парни зажгли в 60-х. Такие музыканты, как Джонни Лэнг, Мэтт Андерсен, Джек Уайт, Сисик Стив и Джо Бонамасса являются доказательством того, что дух блюза жив как никогда. Похоже, у блюза светлое будущее.

Отличные блюзовые треки в неожиданных местах Nick Cave And The Bad Seeds – Stagger Lee. История о бродяге разгромившем бар под названием «Ведро крови». Дьявольский дельта-блюз под завывающую гитару. Bon Jovi – Love For Sale. Последняя песня на классическом альбоме New Jersey это демонстрация отличной акустической блюзовой техники Ричи Самбора. Он взорвет ваш мозг! Bruce Springsteen – Nebraska. Весь альбом Nebraska это доказательство того, что ваших демонов можно изгнать с помощью лишь акустической гитары и губной гармошки.

Давайте посмотрим на гитаристов, которые сохраняют дух блюза живым в XIX веке.

Джек Уайт (The White Stripes). Играет блюзовые лики в «грязном» звуке.

Хотя новое поколение героев блюз-гитары попадает под определение «современный блюз» («modern blues»), этот термин на самом деле означает всю блюзовую музыку созданную после 1950. Пятидесятые были волшебным временем, когда блюзовые музыканты оценили новое изобретение, электрогитару со сплошным корпусом, и заложили основы рока. Музыка, которую создавало первое поколение гитаристов электро-блюза: Мэджик Сэм, Мадди Уотерс и Альберт Кинг, вдохновила героев шестидесятых: Эрика Клэптона, Питера Грина из Fleetwood Mac и Джими Хендрикса. Это влияние просачивалось через ключевых фигур ближайшего прошлого: Стиви Рэй Вона, Гари Мура, Роббина Форда, Джеффа Хейли и Рори Галлахера, и подпитывало вдохновение наших современников: Джони Лэнга, Кенни Уэйн Шеппарда и Джо Бонамасса.

Джо Бонамасса. Лицо современного блюза.

Американский гитарист Джо Бонамасса мог играть «Voodoo Child» Хендрикса в шесть лет. «Мои родители говорят, что это была единственная песня, которая у меня хорошо получалась», рассказал он однажды в интервью. «Я выучил её нота за нотой по записи». Ко времени, когда Джо исполнилось 11 лет, он уже разогревал Би Би Кинга. Спустя некоторое время, он уже играл с такими гигантами блюза, как Джон Ли Хукер, Бадди Гай и Альберт Коллинз. По словам Джо, часть его работы как художника включает в себя воспитание своих слушателей на тему важности влияния блюза на современную музыку. «Каждый ребенок знает Led Zeppelin и Джими Хендрикса. А я говорю им, что если вы слушали Led Zeppelin, то слушали блюз и даже не знаете этого. Не списывайте блюз со счетов, просто потому, что думаете, что это простая вещь. Это огромный музыкальный купол, покрывающий любую музыку, которую вы сейчас слушаете».

Подход к блюзу Джо типичен для многих наших современников, которые пытаются сохранить пламя блюза и, в то же время, помогать музыке развиваться. Гитарист, у которого есть собственный подписной Gibson Les Paul, часто включает в своё исполнение другие стили: рок, кантри, джаз. «Мы просто стараемся сделать свою трактовку блюза», сказал Джо. «Мы разворачиваем его в другом направлении, но это все равно блюз, понимаете?».

Джонни Лэнг. Выпустил первый альбом в 15 лет.

Как и Джо Бонамасса, Джонни Лэнг начал играть блюз в раннем возрасте. Взяв гитару в 12 лет, Лэнг выпустил первый альбом «Smokin» уже в 15. «Когда я начал свою карьеру, меня воспринимали как ребенка, который умеет играть блюз», сказал Лэнг. Сейчас ему уже под 30, но он известен своей зажигательной игрой соло (на Fender Thinline Telecaster) и своим уникальным голосом.

В руках Джо и Джонни блюз может не беспокоиться за своё будущее. Но кроме них, есть ещё целый легион современных гитаристов играющих отличный блюз. Музыканты вроде Оли Брауна и Эйнсли Листера поддерживают блюз со стороны Британии, пока Американцы вроде Кенни Уэйна Шеппарда, Дэрека Тракса (отличный слайдовый гитарист) и сессионный специалист Дэвид Гриссом выводят блюз на новый уровень виртуозности.

Кенни Уэйн Шеппард. Играл лики Уотерса, в 7 лет.

Кенни Уэйн Шеппард (его подписной Страт Fender выпускает с прошлого года) один из наиболее коммерчески успешных блюзовых гитаристов всех времен. У его альбома «Ledbetter Height» были огромные продажи. Он говорит, что «блюз это что-то, что чувствуешь».

Но не только «электрогитаристы» поддерживают блюз живым. У канадского мастера акустической блюз-гитары Мэтта Андерсона мощный голос, которым он подпевает своим ликам в стиле дельта-блюза. Послушайте его альбом «Solo At Sessions», чтобы услышать как хороший артист сочетает звук гитары и свой голос, и получает сногсшибательный эффект. Отдельно нужно выделить трек «One Size Never Fits». Удивительно как классический блюз может звучать столько современно. Блюз никогда не стареет.

Сисик Стив. Создан для Дельта-блюза.

Такие парни как Джонни, Кенни, Мэтт, Джо и другие, играют под знаменем блюза, но сама музыка за годы разделилась на много поджанров. Их существует целая куча: кантри-блюз, ранний городской блюз, Техасский, Чикагский и Канзасский блюз, Детройт-блюз и другие. И если многие гитаристы, вдохновившись примером Эрика и Стиви Рэй Вона, выбирают коммерческую форму блюза, другие, например, Джек Уайт из The White Stripes и Сисик Стив, идут по пути архаичного блюза Дельты. Здесь слышится эхо мрачного блюза Джуниора Кимброга (рекомендуем его сборник «You Better Run») и Роберта Ли Бёрнсайда. Эти парни играли грязный блюз задолго до того, как Джек Уайт накопил на свои первые красные штаны. Новые группы, например, North Mississippi Allstars и Fatback Deluxe из Атланты, Georgia (послушайте запись «Rat Now») тоже почитают звук Кимброга и Бёрнсайда.

Роберт Ли Бёрнсайд. «Я просто собирался выстрелить сукину сыну в башку.»

Роберт Ли Бёрнсайд, часто играл на гитаре с панк-блюз-группой The Jon Spencer Blues Explosion, а однажды был обвинен в убийстве: «Я не хотел никого убивать», говорил он. «Я просто собирался выстрелить сукину сыну в башку. То, что он умер – это между ним и Господом». А теперь скажите, что не хотите послушать как парень сказавший такое играет блюз…

Джими Хендрикс однажды сказал, что «блюз легко играть, но трудно чувствовать». Такие гитаристы как Джонни Лэнг, Кенни Уэйн Шеппард и Джо Бонамасса доказывают, что вы можете «чувствовать» блюз даже в раннем возрасте, но, как и этим парням, вам нужно «делать домашнюю работу». Понимание того, откуда приходит музыка, как она повлияла на ваших любимых гитаристов поможет вам понять блюз. Погрузитесь в музыкальный фольклор. Поищите больше о блюзовых идолах, например о таких интересных людях, как Блайнд Лемон Джеферсон, Букка Уайт, Кларенс «Gatemouth» Браун и Лайтнин Хопкинс. Вам понравится.

Дэрек Тракс. Звезда слайда.

Обратите внимание на некоторые из важнейших альбомов за все периоды блюза: Стиви Рэй Вон и Double Trouble «Texas Flood»; Роберт Джонсон «King Of The Delta Blues Singers»; Джон Мэйол и The Bluesbreakers «Beano» (в нем представлена филигранная игра Эрика Клэптона); и «Hard Again» Мадди Уотерса. А альбом «Still Got The Blues» Гари Мура (кстати, самый продаваемый блюзовый альбом за все времена) должен быть в музыкальной коллекции любого гитариста. В список можно добавить запись концерта Рори Галлахера «Irish Tour» и обжигающе архаичный «I Started Out With Nothing And I Still Got Most Of It Left» Стива Сисика.

Не забывайте и новых ребят: Лэнг, Бонамасса и Шеппард установили новые стандарты блюзовой электрогитары и текстов. «Burning Hell» с альбома «Blues Deluxe» Бонамасса это настоящее наслаждение.

Посмотрите фильм «Перекресток» (Crossroads) в котором Ральф «Karate Kid» Маччино выходит на гитарную дуэль с гитаристом дьявола (за него сыграл Стив Вай). Если и это не вдохновит вас сыграть парочку грязных блюзовых ликов, то ничто не сможет! Поэтому берите свою гитару, загляните себе в душу, и пусть Мадди, Стиви Рэй и Джо Бонамасса нервно курят. Найдите свой собственный голос — изучите игру великих блюзменов, украдите парочку ликов у современных и добавьте немного своего… Кто знает, может быть будущее блюза зависит от вас.

Гитарные лики в стиле известных блюзменов

Роберт Джонсон

Пальцевый стиль Роберта Джонсона

Пальцевый стиль Роберта Джонсона (пример) (mp3)

В первом такте играем форму D7, но в 8-й позиции. Левой руке не нужно ничего делать, кроме как добавлять немного вибрато. Большим пальцем правой руки играйте открытые струны баса, а указательным, средним и безымянным пальцами играйте на третьей, второй и первой струне, соответственно.

Мадди Уотерс

Слайдовый стиль Мадди Уотерса

Слайдовый стиль Мадди Уотерса (пример) (mp3) Слайдовый стиль Мадди Уотерса (минус) (mp3)

Этот лик играется со слайдом. Наденьте слайд на безымянный палец или мизинец и положите указательный или безымянный палец на струны, чтобы избежать дребезжания. Если хотите, можете добавить сюда вибрато или по особому переходить со струны на струну.

Стиви Рэй Вон

Стиль Стиви Рэй Вона

Стиль Стиви Рэй Вона (пример) (mp3) Стиль Стиви Рэй Вона (минус) (mp3)

Такты 3 и 4 требуют очень хорошей независимости между руками. Мелодия на 5-й струне должна звучать ровно, в то время, как вы играете двухнотные «аккорды» на первой, второй и третье струнах. Кроме того, вам нужно глушить промежуточные струны правой рукой.

Джо Бонамасса

Стиль Джо Бонамасса

Стиль Джо Бонамасса (пример) (mp3) Стиль Джо Бонамасса (минус) (mp3)

Играя лики, основанные на пентатонике, Джо любит скакать по всему грифу. Менять позицию посередине лика может показаться сложным, поэтому правильно выбирайте аппликатуру. Сыграйте последнюю ноту первого такта указательным пальцем, но начните второй такт с безымянного или мизинца, чтобы было проще сменить позицию.

Джонни Лэнг

Стиль Джонни Лэнга

Стиль Джонни Лэнга (пример) (mp3) Стиль Джонни Лэнга (минус) (mp3)

Лик основан на двух До-мажорных ладах: пентатонике и блюзовом ладе. Лэнг не из тех, кто играет жестко «внутри» лада, поэтому мы добавили несколько нот из других ладов. Бемольные ноты во 2-м и 4-м ладах намекают на До и Ля блюзовые гаммы, но, в целом, не выводят нас за рамки.