Одно из самых привлекательных преимуществ гитары это возможность подтягивать струны. Так можно не только плавно изменять высоту звука, но и выполнять вибрато — периодические колебания высоты тона, которые делают звучание шатающимся или дрожащим.
Оригинал: Creative Guitar 1: Cutting Edge Tech by Guthrie Govan
Бенды
Одно из самых привлекательных преимуществ гитары это возможность подтягивать струны. Так можно не только плавно изменять высоту звука, но и выполнять вибрато — периодические колебания высоты тона, которые делают звучание шатающимся или дрожащим. Именно эта тонкость и делает гитару певучей, на ней можно играть более эмоционально, чем на инструментах, вроде пианино, где бенды физически невозможны.
Ваша способность делать бенды определяется несколькими факторами. Например, крупнокалиберные струны, очевидно, требуют гораздо больше усилий чем тонкие, поэтому бенды на них выполнять сложнее. Увеличивается риск выскакивания струны из-под пальца во время выполнения бенда, при этом раздаётся громкий, режуший слух звук открытой струны. Чаще всего это происходит, когда ваши руки слегка вспотели, но вообще может случиться когда угодно, и в этом случае любой случайный слушатель сразу поймёт, что вы сделали что-то не так; подобную ошибку очень сложно замаскировать!
С этим можно бороться двумя способами. Во-первых, заручиться поддержкой других пальцев. Если вы подтягиваете ноту безымянным пальцем, то можете поставить за ним на ту же струну средний, распределив нагрузку на два пальца. Это позволяет лучше контролировать бенд, но, нужно отметить, что это не очень поможет, если вам нужно подтянуть ноту прижатую указательным пальцем.
(На самом деле, самые сложные бенды, это те, которые делаются мизинцем. Если вы попытаетесь помочь ему безымянным пальцем, то обнаружите, что разница в длине между этими пальцами мешает им нормально работать вместе. Попробуйте вместо этого, помочь средним пальцем, подставив его под левую часть безымянного. Многие гитаристы считают, что так удобнее.)
Другой способ повысить своё мастерство в исполнении бендов это обратить внимание на позицию левой руки. Думаю некоторые гитаристы не совсем хорошо понимают как именно подтягивать струну, так что поясню: пальцы не должны сами делать весь бенд! Как только они начинают чувствовать натяжение струны, нужно заблокировать их в таком положении и позволить кисти довести дело до конца. Движение кисти вокруг части ладони, где находится указательный и большой палец, позволит вашим пальцам вместе со струнами плавно двигаться по грифу. Всё что должны делать ваши пальцы, это попытаться не сгибаться под сопротивлением струны, кисть сделает остальное.
В классической гитарной школе поощряется позиция с согнутыми дугой пальцами и большим пальцем на задней стороне грифа, так чтобы между ладонью и краем грифа осталось как можно больше места. Такая позиция идеальна для технически сложной игры, вроде трудных форм аккордов или ликов требующих широкой растяжки, но бенды в ней делать сложнее — получается, что только самые кончики пальцев нажимают на струну. Если же вы используете хват «бейсбольная бита», когда большой палец выглядывает сверху, то получаете больше контакта с деревом грифа, а следовательно сила рычага становится больше. В этом случае, верхние фаланги ваших пальцев слегка выпрямятся, приблизившись к грифу, и когда вы будете подтягивать струну, то за ней будет находится бóльшая часть пальца. Естественно, в такой позиции сокращается растяжка вашей левой руки и её общая подвижность, поэтому не стоит использовать её постоянно, но это лучший способ выполнить широкий бенд без травматизма. Между прочим, это ещё и отличный способ повторить ритм-партии Хендрикса — многие невыполнимые иначе звучания аккордов становятся возможными если вы используете большой палец левой руки для прижимания нот на шестой струне.
Последнее лучше всего применимо если вы тянете струну вверх. Если же вы играете на низких струнах, то скорее всего, захотите подтягивать струну вниз, в направлении пола, а в этом случае есть одно маленькое отличие: вам нужно посильнее «закрутить» пальцы, так чтобы кончик пальца был над струной. Если струна продолжает выскальзывать, то, возможно, вам нужно прижимать её другой частью пальца. Попробуйте мясистую часть немного подальше от ногтя.
Оборудование тоже играет большую роль во всех этих бендовых делах. Для начала, радиус грифа. Если вы не уверены, что это значит, поднимите гитару на уровень глаз головой от себя и звукоснимателями к потолку. Посмотрите на линию грифа, вы увидите, что накладка выгнута дугообразно (т. е. выглядит немного выпуклой) и, соответственно, изогнуты лады. Чем сильнее выгнута накладка, чем меньше радиус. Термин радиус используется в том смысле, как если бы накладка была небольшой секцией цилиндра, а не обычной планкой.
Надо пояснить, что изогнутость грифа нужна, чтобы сделать жизнь проще, когда вы играете вещи типа баррэ. Но за все нужно платить, и когда вы бендите первую струну к центру сильно выгнутого грифа, то её высота над грифом становится меньше. Если высота изначально была низкой, то ваш бенд будет испорчен, он заглохнет, так же как, когда струна соприкасается с более высоким ладом и перестаёт вибрировать. Именно поэтому гитары заточенные под хэви-метал имеют относительно плоскую накладку, в то время как страты ’62 выгнуты гораздо сильнее — эти гитары разработаны под очень разные стили. Если вы неравнодушны к широким бендам, но жить не можете без низкой посадки струн, то вам нужен гриф с большим радиусом накладки или, возможно, со смешанным радиусом, у такой накладки кривизна тем меньше, чем ближе к последнему ладу.
Размер ладов тоже может сильно повлиять на то как вы делаете бенды. Высокие лады обеспечивают хороший зацеп струны, а это особенно полезно когда вы используете толстые струны. У Стиви Рэй Вона, кстати, просто громадные лады. Логическим продолжением этой мысли будет использование скалопированных ладов, когда дерево между каждой парой ладов удаляется и создаются вогнутые углубления. В результате этого, когда вы играете, вы не чувствуете накладку под пальцами. Скалопирование стало популярным благодаря музыкантам типа Ингви Мальмстина, а гитаристы начиная с Ричи Блэкмора и заканчивая Джоном Маклафином все иногда баловались этим. Такой способ очень хорошо подходит для неистовых бендов, но многим людям сложно добиться правильного звучания простых аккордов на скалопированной гитаре — дерево больше не ограничивает слишком сильное нажатие на струны — кроме того, смена ладов тоже становится проблемой.
Существует смешно звучащее упражнение, которое я иногда даю студентам, которым нужно поработать над бендами. Попробуйте взять мелодию или гамму, которую уже знаете и передвинуть аппликатуру на один лад ниже. Для того, чтобы лик звучал в правильном ключе вам нужно бендить каждую ноту на полтона, получается очень забавно и криво. Такая игра всегда напоминает мне фразы Марти Фридмена, в которых он использовал восточное вибрато, и, должно быть, вы слушали Ричи Котцена, который использует похожие идеи.
Другое интересное упражнение, это «пошаговые» бенды. Например, возьмите ноту на второй струне и подтяните её на полтона, задержите её на мгновение и затем подтяните ещё на половину тона. Подержите этот новый звук ещё один момент опустите бенд на полтона, так чтобы звучание снова было на половину тона выше основной ноты. Подержите немного и отпустите бенд. Если вы используете комплект струн калибра .010 или тоньше, то можете использовать бенды на ширину четырех или пяти ладов. Основной принцип останавливаться на каждом полутоне по пути, так, чтобы это звучало как хроматическая гамма, а не один большой бенд. Это упражнение может очень хорошо улучшить точность ваших бендов.
Вибрато
Впрочем, хватит пока говорить о том, как подтягивать струну от одной ноты к другой. Пришло время обратить внимание на важные аспекты вибрато.
Каждый играет вибрато по своему, и способность делать это красиво это одна из самых важных составляющих вашего звука. Лучший способ отточить вашу технику вибрато это попытаться повторить способ, которым его делают ваши любимые гитаристы. Можно отметить Би Би Кинга, Питера Грина и Пола Коссоффа, они безусловно заслуживают внимания, если же вам нравится немного более яростный звук, то вас может вдохновить Ангус Янг, Ингви Мальмстин или необычайно злой звук Зака Вайлда. Чем больше вариантов вибрато вы сможете выжимать из своего инструмента, тем более разносторонним вы будете как гитарист, так что самые отчаянные читатели (если они достаточно эксцентричны!) могут даже обратить взор за пределы гитары и попытаться получить вибрато звучащее как голос Паваротти или Марка Болана.
Как и в любой другой разновидности бенда, ключ к вибрато заключается в использовании кисти для контроля высоты ноты, в то время как пальцы обеспечают эффективную передачу движений кисти к струнам. Хорошее упражнение извлечь ноту, а потом постоянно бендить её на один лад и отпускать бенд. Начните медленно и ритмично; когда вы будете наращивать скорость, звучание будет становиться более похожим на одну ноту с вибрато, а не на две разные ноты. По некоторым причинам, ваши уши будут воспринимать ноту без бенда, как «правильную», даже если вы увеличите ширину вибрато до трёх или четырёх ладов.
Нужно добавить, что ситуация немного меняется, когда вы подтягиваете струну с ноты А до ноты Б, и уже к этому звуку хотите добавить вибрато (вспомните большие, тягучие бенды в начале «Red House» Хендрикса). Когда вы добавляете вибрато к бенду, ваши пальцы должны запомнить усилие необходимое для бенда к нужной ноте, а потом постоянно применять это усилие во время того, как ваша кисть вибрирует. Если вы на мгновение расслабитесь, то тон начнет понижаться и весь эффект будет испорчен. Довольно сложно, но такой подход может дать в ваше распоряжение новые звуки. Если вы сделаете бенд до звукоизвлечения, то сможете получить эффект немного в стиле Брайана Мэя, когда вибрато ритмично понижает высоту звука, а не повышает. Это звучит также чисто, как обычное вибрато, но, определенно, более мелодично. Разумеется, очень важно свободно владеть обоими видами вибрато, чтобы иметь возможность извлечь любую ноту разными способами.
Следующая хорошая вещь, касающаяся вибрато, но не относящаяся к изменению характеристик звука, это то, что вибрато может увеличить сустейн. Движение, создающее вибрато, непрерывно трёт струну о лад, таким образом лад выступает как смычок с нижней стороны струны, увеличивая длительность вибрато. (Это не работает для вибрато «из стороны в сторону», которое предпочитают классические гитаристы; разница возникла из-за того, что в классической гитаре используются нейлоновые, а не металлические струны, а у этих материалов очень разная эластичность. Вибрато в стиле Cavatina не сработает на электрогитаре, с другой стороны вы не сможете сыграть соло из «Rosanna» Стива Люкатера на классической гитаре, так что поговорка «где найдешь, где потеряешь» снова подтверждает себя.) Если вы добавите перегруза на своём усилителе, то сможете держать ноту неопределённо долго, добавив к ней непрерывное вибрато, вспомните вступление к Хендриксовской «Foxy Lady». Любителям мультитрекинга на заметку: вы можете создать интересный слой струнных, используя такую технику.
Надеюсь, если вы обдумаете все эти вещи, то сможете выработать эффективную и многогранную технику вибрато. Если же подходить к вопросу вибрато не так прямо, то вам стоит поразмыслить над следующим…
-
Игра Эрика Клэптона это хрестоматийный пример того, как заставить ноты петь, и если вы посмотрите записи его игры, то заметите кое-что необычное: когда он добавляет вибрато к длительным нотам, он старается убирать большой палец с задней части грифа, так что только кончик пальца фактически прикасается к гитаре. Как обычно, суть в том, чтобы палец оставался неподвижным, в то время, как кисть создаёт вибрацию, но вам может показаться сложным сохранять контакт со струной без опоры на большой палец.
Чтобы предотвратить шатание грифа, когда вы двигаете кистью, можно прижать тело гитары предплечьем к себе, передвинув её немного ближе к правой стороне своего туловища (напоминаю, предплечье это часть руки от кисти до локтя, почему-то в русском языке с этим путаница — прим. переводчика). Таким образом, предплечье компенсирует давление левой руки на гриф, и он остаётся неподвижным. Многие гитаристы находят такой подход более сложным и менее надёжным, чем старый-добрый хват «бейсбольная бита», но это стоит попробовать самому. Немного попрактиковавшись, вы сумеете производить по-настоящему быстрые и мелодичные ноты. -
Если вы хотите чтобы ваша нота звучала злее, можете поэкспериментировать с тактикой Зака Вайлда. Перенесите правую руку в область между головой грифа и левой рукой. Если вы захватите струну этом месте, то сможете добавить колоссально широкое, быстрое вибрато к ноте. Для лучшего результата, крепко прижимайте струну левой рукой.
-
Если вы любите игру слайдом, то знаете, что всё что нужно для хорошего слайдового вибрато это двигатся вдоль длины грифа, вместо того, чтобы бендить струну. В этом случае ваша кисть должна вибрировать больше горизонтально. В остальном же, базовые принципы пальцевого вибрато верны и в случае использования слайда. Самым сложным для новичков в деле игры слайдом, является удерживать эту штуку в одной плоскости со струнами, так чтобы не слышать дребезга о лады во время скольжения. Когда вы найдете правильный угол, то его будет проще поддерживать, если вы упрётесь куда-нибудь большим пальцем или положите указательный на струны за слайдом. Если вы пытаетесь играть одноголосые мелодии, то быстро обнаружите насколько резко выделяется звучание лишних струн из гармонии, поэтому вам придётся обратить побольше внимания на глушение правой рукой, а, в данном случае, пальцевая техника будет лучшим выбором. Игра слайдом это, возможно, единственный стиль игры на гитаре, который упрощается, если увеличить высоту струн и перейти на более толстые струны. Это позволяет увеличить нажим и тем самым добиться более полного звука без риска вдавить струны настолько сильно, чтобы они коснулись ладов. Если вы обычно не используете слайд, но хотите попробовать, то лучшим выбором будет для начала взять дешёвую акустику с большой высотой струн. Потом, когда вы освоитесь с базовой техникой, вы сможете оттачивать её на более качественной гитаре. В результате вы сможете добавить слайдовые лики в свою обычную игру.
Возможно, вам будет проще, если вы наденете слайд на мизинец (обратите внимание, что обычно вы его используете меньше всего!), но в некоторых случаях можно попробовать воспользоваться им на среднем пальце. Это позволит вам изменять угол слайда для того, чтобы извлекать различные интервалы. Предположим вы играете вторую и третью струну на пятом ладу и пытаетесь сделать слайд на третьей струне на тон, а на второй на половину тона. Вам нужно наклонить палец по диагонали относительно грифа, средний палец легко сделает это не уйдя за край грифа, а мизинец просто не сможет. Возьмите эти идеи, добавьте педаль громкости и вы подарите себе все самые любимые эффекты стил-гитары!
-
У многих людей игра слайдом ассоциируется с дельта-блюзом, но это далеко не всё, что можно сделать с помощью данной техники. Послушайте альмом Джефа Бэка «You Had It Coming» чтобы увидеть противоположную точку зрения, в этом альбоме вы найдете кавер на «Nadia» Нитина Соуни. Фразы Джека имитируют вокал оригинала со сверхестественной точностью. Они полны микротональных интонирований, которые обычно можно услышать только в индийской музыке.
Ну и, раз уж мы заговорили об Индии, вы просто обязаны обратить внимание на альбом под названием «A Meeting By The River», в котором представленны очень разные слайдовые стили Рая Кудера и В(ишва) М Бхатта. Технически, второй из них это не гитарист — он играет на инструменте, который сам разработал и назвал мохан вина — но вы сами услышите, как его фразы можно адаптировать для гитары.
Если захотите послушать очень странного слайд-гитариста, то попробуйте работы Дэвида Тронзо, он играет экспериментальный джаз на Steinberger. И конечно, вы всегда можете попробовать безладовую гитару, не ней можно сделать слайд на октаву, не используя слайд, без всякого вреда для себя, вы полностью сохраните пальцы левой руки. К сожалению, безладовые гитары обладают низким сустейном, но хорошие люди в Viger создали гитару под названием Surfreter, в которой побороли эту проблему сделав накладку из свехсекретного сплава или типа того, позволив, тем самым, ноте звучать дольше чем на обычной деревянной. Если вы сомневаетесь, как такой инструмент может звучать, то вы должны послушать альбом Bumblefoot «9.11», или, возможно, что-нибудь из работ акустического гитариста Антонио Форсионе, он известен тем, что использует гитароподобный безладовый инструмент, который называет удан. Игра без ладов заставляет вас концентрироваться на интонации каждой ноты, которую вы играете. Это может показаться довольно сложным, но это, определённо, стоит попробовать. Как ничто другое, это, несомненно, изменит вашу игру!